МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010 – 2022

c 27 мая по 13 ноября 2022Москва
В историческом здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открывается выставка «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010 – 2022».

Выставка открыта с 27 мая по 13 ноября 2022 г.

Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

Состав выставки: около 160 произведений графики из собрания Третьяковской галереи

Кураторы: Инна Соловова, Наталия Береснева, Елизавета Горелышева.

Выставка "Мастера возрождения" - итог работы отдела научной реставрации графики XVIII - начала XX века за последние 10 лет. Само название профессии "реставратор" происходит от латинского restorio - воссоздание. Восстановление, а порой в буквальном смысле возрождение из "руин" хрупких произведений на бумаге - задача, которую приходится решать реставраторам.

Экспозиция, размещенная в шести залах, дает возможность зрителю заглянуть в реставрационную мастерскую и сравнить, как выглядели работы до и после реставрационного вмешательства, познакомиться с реставрационными процессами, оценить их масштаб.

В первом зале представлены крупноформатные произведения, реставрация которых происходит в четыре руки, в шесть и восемь рук одновременно. Этот артельный, требующий согласованности труд осложняется тем, что даже обычные реставрационные процессы требуют разработки специальных методик и технологий. В экспозицию включены работы разного времени: картоны в натуральную величину М. Нестерова для алтарных врат Марфо-Мариинской обители, эскиз росписи французской художницы Маринетт, переживший "возгорание" рисунок плафона Е. Лансере для московского Казанского вокзала. Небольшой фильм позволяет увидеть процессы, обычно скрытые от публики.

Во втором зале собраны произведения, исполненные в сыпучих техниках - пастели, угле, сангине. Лишенный связующего пигмент легко осыпается, образует полосы смазанности. При этом в процессе реставрации пастель и уголь нельзя увлажнять и фиксировать, а также выпрямлять деформацию бумаги с помощью пресса, так как это может привести к изменению красочного слоя. Среди самых "сложных" экспонатов - пастель "Портрет неизвестной" Ф. О'Коннель и переданный в дар Третьяковской галерее "Портрет Н.С. Третьяковой" работы Д. Стеллецкого.

Третий зал посвящен реставрации акварели. Эта техника особо уязвима для воздействия света, температуры и влаги. Изменение влажности вызывает деформацию, пребывание на свету ведет к пожелтению бумаги и выгоранию пигментов и, как следствие, изменению колорита. Показательные примеры - акварель А.С. Каминского "Фонтан в Витербо", которой была возвращена утраченная насыщенность цвета, и работа В. Шебуева "Смерть Ипполита", где потемнения бумаги и тонировки частично скрывали линии облаков и фигуры лошадей.

В четвертом зале экспонируются исполненные карандашами рисунки. Более стойкие по отношению к воде, они могут быть промыты и отпрессованы механически. Однако не перекрытая краской бумага на протяжении времени сильнее желтеет и становится хрупкой, ломкой. Порой в качестве основы используется цветная бумага, что требует от реставратора особой деликатности. В зале показаны серия рисунков Н. Ге, уникальные работы А. Орловского, Б. Григорьева.

В пятом зале зритель может познакомиться с реставрацией печатных техник. Краски печатных техник обычно светостойки и образуют прочную связь с бумагой, благодаря чему кажутся прочными и надежными, однако и здесь таится множество нюансов. Так, популярные в разное время раскрашенные гравюры могут скрывать в себе текучие пигменты, коллекционные владельческие штампы требуют закрепления (китайские лубки из собрания М. Ларионова), а работа с некоторыми печатными техниками, такими как меццо-тинто и акватинта, вообще немыслима без чрезвычайной осторожности, потому что излишние реставрационные вмешательства могут привести к утрате бархатного черного тона.

Шестой, последний зал собрал произведения, исполненные гуашью, темперой и в так называемых смешанных техниках. Каждое из них требует индивидуального подхода. Настоящим профессиональным вызовом для реставраторов стал, например, "Портрет Н.С. Гончаровой" работы М. Ларионова - коллаж, выполненный из весьма необычных материалов. Он включает в себя подлинные обои из квартиры художников, афиши спектаклей, фрагмент ткани, опилки и даже пряди волос героини. Практически из "руин" был возрожден редкий артефакт - исполненная в лубочном стиле коллажная работа неизвестного художника "Седобородый индус", богато украшенная золотой фольгой и стразами.

Существующий в режиме сменных экспозиций и выставок графический фонд Третьяковской галереи требует интенсивной и поистине титанической работы. Огромный интерес публики, которым пользовалась состоявшаяся в 2004 году выставка реставрационных работ графической мастерской, обязал к регулярному проведению отчетных выставок. За прошедшие 10 лет через руки реставраторов прошли более 2 000 экспонатов. Представленные на выставке произведения - лишь верхушка айсберга, небольшая часть отреставрированных рисунков, пастелей, акварелей, эпизод каждодневного, непрекращающегося, незаметного публике труда реставраторов, без которого невозможна жизнь музея.

www.museum.ru/N80170
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 24.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru