МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана

c 3 августа по 11 декабря 2022Москва
В музее-заповеднике "Царицыно" 3 августа открывается выставка, посвященная традиционному и современному искусству Дагестана. В экспозиции - более 300 предметов, от археологических находок до работ современных художников.

"Традиционное дагестанское искусство - это "лаборатория" промыслов, в которой сохраняется многовековая преемственность, - говорит генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. - Каждый экспонат, будь то украшение или одежда, не только раскрывает свое функциональное предназначение, но и рассказывает о той защитной роли, которой обычно наделены предметы женского мира Дагестана".

Выставка-путешествие занимает девять залов Хлебного дома, и каждый посвящен определенному этапу жизненного пути дагестанки - например, "Дом", "Свадьба", "Защитница". Среди экспонатов - предметы, которые в Дагестане традиционно изготовляют женщины. В экспозиции можно увидеть железные пряжки VIII-IX веков, найденные этнографической экспедицией в районе села Бежта и переданные в Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, медные котлы и кувшины XIV-XIX веков из Государственного Исторического музея, женские головные уборы из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, глиняные балхарские игрушки из коллекции "Царицына", украшения и столовые приборы из Кунсткамеры, тканевые и серебряные амулеты из Российского этнографического музея и вышивку из Музея Востока.

Работа над выставкой длилась более четырёх лет. Куратор и искусствовед Ксения Паршина вспоминает, как впервые оказалась в Дагестане в 2017 году: "Я прожила там неделю и вернулась совершенно другим человеком, глубоко впечатленным дагестанской культурой. Как и большинство москвичей, я впервые ощутила на себе обволакивающее тепло традиционного гостеприимства и чувство, что тебя принимают такой, какая ты есть".

Почему - Патимат? Это одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Куратор назвала им собирательный женский образ, и вся выставка посвящена "Патимат", её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням. Фотоматериалы - архивные из коллекции Кунсткамеры и снятые журналистом Владимиром Севриновским во время недавних путешествий - помогут погрузиться в неспешный горский ритм жизни.

"Героиня выставки берет вас за руку и ведет по линии своей жизни, - говорит Ксения Паршина. - Мы встречаемся с ней в родовом доме, где она растёт и впитывает живую историю рода, правила жизни, умения, философию и основу промыслов, судьба которых меня, как куратора, сильно беспокоит. Дальше мы движемся к самому важному дню в её жизни, свадьбе, когда она становится объектом внимания всей семьи и всей сельской общины. Это очень важный и ответственный момент, поскольку свадьба в традиционной культуре - это символ продолжения рода и самой жизни".

Свадьба - это переход не только из дома в дом. Женщина как будто умирает в одном доме и возрождается в другом. Ритуал длится не один день, и в это время застывшая между мирами невеста носит свадебный головной убор, полностью закрывающий лицо и глаза - маргал, - его тоже можно увидеть на выставке.

Ткачество - одно из главных промыслов Дагестана, которым занимаются только женщины. "В Дагестане говорят: богат тот, у кого ковёр на стене, - объясняет куратор. - Ковёр - это книга, книга - это мудрость. Ковры ткёт женщина, так что именно она решает, о чём будет рассказывать книга". Система символов и знаков, столетиями применяемая ткачихами, до сих пор не расшифрована полностью. Исследователи, изучающие дагестанское ковроткачество, считают, что большая часть языка уже утеряна. Но на выставке в "Царицыне" можно узнать некоторые "ключи", которые помогут "прочитать" тканные книги.

В экспозиции есть залы, рассказывающие о вышивке, украшениях и, конечно, керамике - например, об испикских блюдах, предназначение которых многие исследователи связывают с бытовой магией, и предметах из знаменитого села Балхар, древнего центра дагестанского керамического искусства, которым также традиционно занимаются исключительно женщины.

Современное искусство на выставке - это десятки работ, от живописи и рисунка до скульптуры и видеоарта. Для всех авторов народные промыслы составляют основу творчества; все они используют те же техники, материалы и мотивы, что использовали мастера народных промыслов сто и более лет назад. Например, Джамиля Азиялова - ковровщица, реставратор и дизайнер - показывает в "Царицыне" картину, написаную природными красителями, применявшимися ткачихами для окрашивания шерстяных нитей на протяжении столетий. А работа Апанди Магомедова посвящена кизяку - традиционному виду топлива, заготовкой которого в Дагестане занимаются женщины. Шелковое "полотно" Заиры Магомедовой и Халимы Саидудиновой из цикла "Бюль-Бюль и Гюль" напоминает о традиционном для мусульман образе райского сада и исконно "женских" символах - птице и древе жизни. Не случаен и выбор "холста" -платок, который сам по себе символизирует женский мир Дагестана.

В последнем зале выставки, в "Мастерской" будут проходить мастер-классы и творческие встречи с художниками, во время которых узнать о Дагестане можно будет еще больше.

"Когда ты оказываешься в тех местах, рядом с теми могучими людьми, той могучей природой, ты чувствуешь себя песчинкой на ладони Бога, - объясняет куратор выставки Ксения Паршина. - Ты понимаешь, что у дагестанцев есть связь с этносом, космологией, культурой предков, и это потрясающе. Четыре года назад я решила, что перенесу частичку этого мира в Москву, поставлю в музее и скажу: не торопитесь, не бегите, остановитесь хотя бы на минуту, и вы поймете, а вернее, почувствуете Дагестан".

Выставка "Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана" будет работать с 3 августа по 11 декабря в Хлебном доме.

Куратор - Ксения Паршина

Дизайнер - Эрик Белоусов

Партнёр выставки: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Выставка проходит при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и Дома народов России.

Когда: 3 августа - 11 декабря 2022

Где: Музей-заповедник "Царицыно", Хлебный дом

www.museum.ru/N80552
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
URL:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:tsaritsynomuseum@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru