МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка Александра Иванова «На пути к храму» в Третьяковской галерее

c 21 октября 2022 по 16 апреля 2023Москва
Александр Иванов. На пути к храму

Выставка открыта с 21 октября по 16 апреля 2023

Состав выставки: 19 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи

Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Иванова (1806–1858), включающего в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Полнота собрания позволяет сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Экспозиция «На пути к храму» является четвертой монографической выставкой Иванова в Галерее и демонстрирует новое отношение художника к храмовой религиозной живописи и к монументальному искусству.

Экспозиция "На пути к храму" предлагает вниманию зрителя произведения не столь известные, как знаменитый графический цикл "Библейские эскизы", но занимающие особое место в искусстве художника, в его творческих поисках.

Выставка включает эскизы неосуществленного запрестольного образа "Воскресение Христово" в храме Христа Спасителя в Москве, исполненные в 1845 году, а также рисунки 1846-1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название "Протобиблейские эскизы". В творчестве мастера они стали своеобразным прологом к уникальному циклу "Библейские эскизы".

В декабре 1842 года Иванов узнал из письма отца, что архитектор К.А. Тон (1794-1881), руководивший строительством храма Христа Спасителя в Москве, собирается поручить ему написание двух больших образов - "Преображение" и "Вознесение". Художник, всецело поглощенный работой над большой картиной "Явление Христа народу (Явление Мессии)", старался уклониться от этого официального заказа. Однако под влиянием жизненных обстоятельств, заботясь "о доставлении себе способов на окончание картины", в конце 1844 года он начинает заниматься сочинением образа "Воскресение Христово", надеясь, что К.А. Тон передаст ему заказ, сделанный ранее К.П. Брюллову.

Иванов погрузился в изучение иконографии сюжета и в течение трех месяцев разрабатывал три иконографических варианта, трактующих сюжет Воскресения: "Вознесение праведных", "Изведение из гробов", "Праведники парят над пустыми гробами". К каждому из них было исполнено несколько эскизов-вариантов.

В 1845 году Тон сообщил художнику, что ему предназначается роспись парусов в храме Христа Спасителя. Она представляла собой изображения четырех евангелистов. Образ "Воскресение Христово" остался за Карлом Брюлловым (1799-1852).

Накопленный опыт работы в области храмовой живописи, погружение "в глубину нового предмета" оказались важны для дальнейших исканий Иванова. В начале 1846 года у художника рождается идея нового, "всемирного" храма Спасителя в Москве, который должен был быть заложен по повелению императора Николая I, объявленному в день 25-летия его коронации - в 1851 году.

Иванов предполагал, что этот храм "в духе Успенского собора и Василия Блаженного" будет украшен мозаиками, скульптурами и живописью так, чтобы "великолепием своим, огромностью и обширностью" превзошел "все доселе существующие". Художник представлял храм как "результат всех верований, отданных на разбор последней нации на планете земле", а себя видел в числе его живописцев.

Вероятно, в 1846 году Иванов создает рисунки на сюжеты из Ветхого Завета, главным образом из Книги Бытия, которые рассматривает как эскизы росписей предполагаемого храма. Они включают две группы: большие сцены, исполненные карандашом, и перовые рисунки на небольших альбомных листах. Представлены сюжеты из жизни первых людей: "Бог благословляет Адама и Еву", "Изгнание из рая".

Особенно эмоционально выразительна композиция с изображением разгневанного Бога, посылающего стрелы на землю. Он стоит на спине летящего ангела, в левой руке держит лук, правой достает стрелу из колчана. Фон - тучи и молнии. Рисунок основан на тексте из Второй книги Царств, на песне царя Давида, воспетой Богу, своему избавителю от врагов. Впечатление буквально соответствует словам: "Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог" (псалом 17). В этом эскизе, предназначавшемся для "всемирного" храма Христа Спасителя, художник хотел изобразить Бога, каким его представлял человек "от самого создания мира до Христа" - "в виде всесильного Царя, способного казнить и истреблять".

В экспонирующихся на выставке перовых эскизах из цикла "Сотворение мира" Иванов представил сцены рождения мироздания. Бог и ангелы обращены спинами к зрителю. Они погружены в таинство создания вселенной. Главная тема рисунков - само действие, акт творения, который совершает на наших глазах Бог Творец, Бог Демиург. Лаконизм, простота и обобщенность форм сближают эти эскизы с монументальными работами. Расположенные в ряд, рисунки образуют красивый декоративный фриз, который легко представить на плоскости стены.

Выставленные графические работы непосредственно предшествовали созданию знаменитого цикла "Библейские эскизы". Они стали для Иванова подготовительным этапом к осуществлению цикла, во многом определили грандиозный замысел художника. В этих произведениях отражены новизна и оригинальность в подходе к изображению канонических сюжетов, свободу в их интерпретации. Они стали своеобразной творческой лабораторией мастера, где он решал специальные задачи, вытекающие из требований к стенной живописи. Работая в разных графических техниках, Иванов демонстрировал блестящее мастерство. В поисках своего храма великолепный рисовальщик создал эскизы, представляющие самостоятельную эстетическую ценность.

Кураторы: Анна Антонова, Маргарита Крылова

Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 11

www.museum.ru/N81105
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru