МР-Лист Еженедельный журнал о музейной жизни. Выпуск №27 (340) от 15.07.2004
Тираж: 7106, издается с октября 1997 г. |
| |||
Содержание выпуска:
| ||||
Зарегистрировано в Мин.печати 6 июля 2001г., Эл.N77-4675 серт. N016320 от 6/07/2001, ISSN 1684-9574
(c) 1997-2004 Российская Сеть Культурного Наследия |
Суздальская общественность, музей-заповедник бьют тревогу. Ни одна цель не может быть ... далее »
150 лет назад современники восторженно отзывались о ней как о "Русском Версале", отдавая должное величию архитектурно-планировочных замыслов, единству природы и искусс ... далее »
Она будет приурочена к 65-летию фабрики "Красный ткач" и отразит всю историю развития ручного ткачества на территории Череповецкого района. На выставке посетители смогут увидеть работы мастеров конца 19 века: ткани и сшитые из них одежду, скатерти, полотенца и половики. 20-е столетие будет представлено продукцией местных фабрик.
Отдельный раздел экспозиции посвящен предметам, связанным с обработкой льна: всевозможным мялкам, моталкам и трепалам. Будет и ткацкий станок, который продемонстрирует весь процесс создания ткани. Всего около 150 экспонатов. Выставка будет работать в музее Природы все лето.
ИА "Новости Вологодской области" (http://newsvo.ru)
Внутренняя Азия - бесконечное пространство, горы, реки, степи, тайга; земля богов, Турума-Маа, Гиперборея, Биармия, Арктогея, Тенгри-Умай; прародина народов угро-финнов, ариев, тюрок, монголов; великая пустота, нашедшая последний приют в буддийской душе бывшего завоевателя; тишина, нарушаемая гулом ветра и криком полярных ... далее »
Анцыгина Альберта Афанасьевна (род.1934) и Михаил Егорович Егоров (1932-1991). Она любила тишину, тихое пение, мягкую ткань редины, нанося неспешно узорочье национального орнамента. Он трудоголик и непоседа, вечный путешественник с этюдником и рюкзаком за спиной. Он ... далее »
"Знакомство с творчеством Елены Черкасовой обязывает зрителя задуматься над старой проблемой соотнесения светской жив ... далее »
1. "В царстве кукол". (Санкт-Петербургского музея кукол).
2. "Ода спорту".
3. "Французские художники Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Фрагонар" (репродукционные издания картин)
4. " По Волге и волжским городам" (старинные открытки из фондов музея)
5. "Арт - галерея"
6. "Великая Отечественная война 1941-1945 гг."
7. "Созидая, не разрушай!" ( экологический фотопроект)
Адрес: пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина,1
Телефон для справок: 441-941
Появление этих уникальных словарей в музее связано с тем, что в них содержится информация о Владимире Ильиче Ленине, которая прекращает споры о его неизвестности до 1917 года. Например, в многотомном издании Ленина называют " экономистом и лидером большевистского течения".
Посетив Музей-мемориал В.И.Ленина, все желающие смогут познакомиться с энциклопедическими словарями конца XIX - начала XX вв.
Адрес: пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина,1
Телефон для справок: 441-941
Николай Попов родился в Ростове на Дону в 1947 году. В своей автобиографии он пишет: "Родился… с ощущением оранжевой радости и голубого восторга. Шесть лет жадно поглощал видимое и хотелось быть умным… и я в шесть лет "выпросился" в школу". По собственному его признанию, с этого же времени он буквально возненавидел нудность поучающих ... далее »
Помимо работ в музее запланированы и другие мероприятия. В летнем лагере, который развернется в эти дни неподал ... далее »
Цель своего произведения автор видит в стремлении вырвать В.И.Ленина из " объятий " идеологических страстей и поместить его в историю ушедшего века, который, хотим мы того или нет, нах ... далее »
На выставке представлено несколько произведений из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.
На протяжении ста лет голицынская коллекция неоднократно распродавалась (разумеется, задолго до революции) и собир ... далее »
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, построенного в XVII веке, о. Михаил Малеев - правнук потомственного свящ ... далее »
В основе экспозиции редкие документы, книги и иллюстрации о Мюнхгаузене - персоне и персонаже - из собрания писателя Сергея Макеева. У выставки есть и "информационный повод": 285 лет назад "тот самый" Иероним Карл Фридрих барон фон Мюнхгаузен, поступил на службу в российскую армию, корнетом в кирасирский полк. Наверное, именно там он научился скакать на половине лошади, вытягивать себ ... далее »
"Лаборатория Цвета и Звука" - это творческий "тандем" художника и композитора - живопись-графика и музыкально-звуковые инсталляции. Явления, взаимно провоцирующие друг друга на творческую мысль.
При вдумчивом анализе эта провокация оказывается жизненным воплощением метода конформных отображений (высшая математика). Не претендуя ... далее »
Первой видео работой Нины Котел была инсталляция 1995 года "Ядовитые выбросы украшают ландшафт". Пойманные в мониторы дымы лениво выплывали из фабричных труб в такт тягучей мелодии Пьяцолы. Видеокамера стала для художника инструментом, позволяющем запечатлеть время и объект внимания, не останавливая движения. Потом появились: "Коллапсфера", "Вместе спокойно", "Gothem-city" и ... далее »
Гариф Басыров - художник-график, работал в области рисунка (цветной, карандаш, тушь/перо, смеш.техника), офорта, литографии, книжной иллюстрации, в последнее десятилетие своей жизни создавал также живописные работы, коллажи, объекты, скульптуру малых форм, инсталляции. С конца 60-х годов принял участие в более чем 200-х выставках, получил множеств ... далее »
Гетеротопии, в определении Мишеля Фуко, подвержены все институции и систе-мы. В нашей повседневной жизни не возможно более соединение рабочего и жизненного аспектов. Наш ежедневный ритм задан постоянным движением. Мы движемся от и к местам и пунктам назначения, - гетеротопическим пространст-вам. Ведомые необходимостью, мы передвигаемся согласно дневному расписа-нию от остановки автобуса к оф ... далее »
Вновь старейший Московский Народный фотоклуб "Новатор" представляет новую экспозицию фоторабот.
43-й год существует клуб. Через его школу прошло более 500 фотографов. Многие стали профессионалами, единицы - классиками. Большинство - остались любителями, то есть людьми, любящими Фотографию. Все кто в той или иной степени соприкасался с клубом, навсегда сохраняет в своем сердце тепло и добрые отношения, являющиеся отличител ... далее »
В программе выступления молодых артистов петербургских театров и студентов творческих вузов.
Дети и взрослые смогут участвовать в театрализованных представлениях и играх на тему древнегреческой мифологии, истории Летнего сада, истории Санкт-Петербурга.
Маленькие художники примут участие в блиц-конкурсе рисунков, победителей ждут призы.
Представления будут проходить в Летнем саду у Чайного домике
В июле - 17, 18 и 24
В августе - 1, 7, 8
Выставка представляет работы Анатолия Маслова, созданные, в основном, в конце 1960-х - 1970-х и начале 80-х гг. прошлого века. Тогда они украшали собой знаменитые "квартирные выставки" и были известны узкому кругу любителей графики, среди которых был Д.С. Лихачев. Именно он устроил выставку Маслова сначала в Москве, а потом в Лос-Анджелесе. Изображая наш город, художник по словам Лихаче ... далее »
22 июня - 31 августа
Проект приурочен к пятнадцатилетию Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Выставка основывается на материалах из фонда Музея и включает в себя практически неизвестные публике экспонаты, в том числе фотографии, графику, живопись и мемории, связанные с судьбами женщин Серебряного века. В художественном ре ... далее »
Московский музей-усадьба Останкино - уникальный дворцово-парковый ансамбль конца XVIII в. Останкинский дворец-театр был выстроен по замыслу графа Николая Петровича Шереметева в период с 1792 по 1798 годы. На сцене Останкинского театра выступала прославленная труппа крепостных актеров. В наши дни Останкинский дворец является единственным в России и одним из немногих в Европе де ... далее »
8 июля 2004 года состоится первая официальная пресс-конференция, посвященная этому событию.
Более 80 представителей ведущих российских средств массовой информации проявили интерес к первой официальной пресс-конференции Московской биеннале современного искусства, котор ... далее »
Этот праздник, приуроченный к 14 июля - дню рождения одного из наиболее значительных предшественников А.С.Пушкина, выдающегося русского поэта Г.Р.Державина, начиная с 1990 года, ежегодно проводится Всероссийским музеем А.С.Пушкина в период с 3 по 14 июля на территории дома поэта на набережной реки Фонтанки, 118, где ныне р ... далее »
(Н.А.Некрасов "Букинист и Библиограф).
Экслибрисы частных лиц на дублетных экземплярах "Некрасовской библиотеки" в музее "Карабиха"
Посетители экспозиции Большого дома в Карабихе часто обращают внимание на старинные книги с золотым тиснением на корешках, стоящие в красивых резных шкафах. Это дублетные экземпляры восстановленной библиотеки Н.А.Некрасова. История этого книжного собрания очень интересна.
После приобретения в 1861 году Карабихи для осуществления своих творческих замыслов вдали от петербургской суеты Н.А.Некрасов перевозит сюда книги из личной библиотеки. Так, в письме своему брату, Фёдору Алексеевичу, жившему в Карабихе постоянно, вместе с сообщением о приезде в усадьбу, Некрасов просит сделать рамы в его книжном шкафу. Библиотека поэта была невелика (около 1500 томов), но по составу и подбору книг представляла уникальное собрание. Она складывалась в результате сотрудничества Некрасова с писателями, издателями, литературными и общественными деятелями второй половины XIX века, а также при работе над своими произведениями.
После смерти Николая Алексеевича его библиотека осталась в усадьбе, став собственностью его родственников. Книжное собрание пополнялось согласно вкусам обитателей Карабихи, продолжал поступать в усадьбу и журнал "Отечественные записки", который поэт издавал до конца своих дней. Книги в семье Некрасовых хранили очень бережно, Фёдор Алексеевич переплетал некоторые из них, о чём свидетельствует тиснение (суперэкслибрис) "Ф.Н." на корешках переданных в музей мемориальных книг. За книжным собранием следила жена Фёдора Алексеевича - Наталья Павловна, поэтому состав библиотеки Некрасова его родственники знали хорошо.
Интерес к карабихской библиотеке поэта со стороны исследователей творчества Н.А.Некрасова возник в самом начале XX века. В 1903 году в Карабиху специально приехал петербургский библиограф, один из активных участников Ярославской Некрасовской Юбилейной выставки Пётр Алексеевич Картавов (1873-1941). Он хотел издать полное собрание сочинений Н.А.Некрасова, нашёл многие первопечатные тексты, автографы, вёл переписку с родственниками поэта, в которой пытался выяснить подробности биографии Некрасова и его родителей. Вместе с племянницей поэта Верой Фёдоровной Андреевой Картавов составил список карабихской библиотеки Некрасова.
При национализации усадьбы в 1919 году книжное собрание было вывезено из усадьбы, следы его затерялись. Список библиотеки, составленный племянницей, изучил и опубликовал уже после войны исследователь творчества поэта Николай Сергеевич Ашукин в третьем томе "Литературного наследства" Н.А.Некрасова. Согласно этому списку, в неё вошли книги, нужные Некрасову для работы, основные труды по истории, фольклору, художественной литературе, книги, особо им ценимые, с дарственными надписями. При создании музея в Карабихе в 1947 году перед сотрудниками встала задача по возможности наиболее полно восстановить книжное собрание поэта в дублетных экземплярах по опубликованному списку, отыскивая мемориальные книги.
Коллекция дублетных экземпляров карабихской библиотеки Н,А.Некрасова, собранная за 58 лет существования музея, объединила книги из различных книжных собраний и библиотек. Каждая книга-дублет имеет свою судьбу, которую можно проследить по владельческим пометам, автографам, штампам. Некоторые из книг отмечены очень интересными экслибрисами. Долгое время при описании этих книг просто указывалось наличие на них книжного знака. Подробное описание этого своеобразного исторического источника потребовало отдельного исследования, в ходе которого выяснились интересные факты.
Экслибрисом (от лат. "Ex libris" - "из книг") называют книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый обычно на внутреннюю сторонку книжного переплёта или обложки, и указывающий владельца книги. На экслибрисе обычно обозначены имя и фамилия владельца, а иногда и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки. Знатоки книжного знака обычно подразделяют его на четыре вида: 1) гербовые, подчиняющиеся канонам геральдики и изображающие герб владельца; 2) вензелевые (от польск. сл. "узел"), представляющие собой переплетённые первые буквы имени и фамилии владельца; 3) сюжетные, состоящие из декоративных гирлянд, пейзажа, портрета, интерьеров, предметов-символов, сцен, раскрывающих определённые события в жизни владельца или круг его интересов; 4) шрифтовые - наборные ярлыки с текстом в рамках, отпечатанные с типографского набора.
На дублетных экземплярах "Некрасовской библиотеки" встречаются все четыре вида книжных знаков.
Единственным гербовым экслибрисом в собрании фонда является книжный знак дворян Михалковых. В селе Петровском, своём родовом имении, Михалковыми была собрана значительная по количеству (около 50 тыс. томов) и уникальная по составу библиотека. В 1948 и 1950-х годах из Городской библиотеки Рыбинска (тогда г.Щербакова) в карабихский музей поступило несколько книг из этого собрания. Среди них были книги, изданные при участии поэта (сборник "Физиология Петербурга" (СПб,1845), "Иллюстрированный альманах" (СПб, 1848)), а также издания, подобные находившимся в библиотеке Некрасова: "Ундина" В.А.Жуковского (СПб,1837), "Очерки из петербургской жизни нового поэта" И.И.Панаева (СПб,1860), "Сочинения Д.В.Веневитинова" (М.,1829-1831), "Воспоминания Ф.Ф.Вигеля" и др. Родовой герб Михалковых, изображённый на экслибрисе, представляет собой щит, рассечённый на две части. В пятой части "Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи", вышедшего в 1799 году мы встречаем описание герба этого знаменитого рода: "Правая часть щита - в червлёном поле выходящий одноглавый орёл с распростёртыми поднятыми вверх крыльями, держащий серебряную шпагу, обвитую лавровой гирляндой. Над орлом серебряная звезда о шести лучах. Левая часть щита скошена слева, верхнее поле лазоревое, а нижнее червлёное, в них по линии разделения изображена золотая звезда о шести лучах. Щит увенчан дворянским шлемом и короной. В нашлемнике три страусовых пера. Намёт лазоревый с золотом". Под гербом надпись "Изъ библиотеки села Петровскаго Рода Михалковых". Экслибрис выполнен примерно в 1870-е годы гравировкой по металлу.
В 1965 году из Государственной библиотеки им. В.И.Ленина в музей поступили ещё несколько книг-дублетов, пополнивших коллекцию "Некрасовской библиотеки". Среди них три книги - два сборника "Для лёгкого чтения" и "Путешествие в Бухару русской миссии в 1870 году…" Л.Ф.Костенко (СПБ, 1871) - отмечены вензелевым экслибрисом великого князя Михаила Николаевича (1832-1909), четвёртого сына Николая I. На экслибрисе вензель "М.Н." изображён на фоне императорской короны с исходящими от неё лучами, образующими двенадцати лучевую звезду. Экслибрис выполнен в технике гравюры на меди.
Единственным сюжетным экслибрисом, украсившим книгу-дублет из библиотеки поэта - "Грибоедов А.С. и его сочинения" (СПб,1858), стал книжный знак "Из грибоедоведческого собрания П.С.Краснова". Владелец экслибриса, Пётр Степанович Краснов - экономист по образованию, посвятил весь свой досуг изучению и популяризации литературного наследия А.С.Грибоедова. Увлечение П.С.Краснова подтверждает и сюжет экслибриса: на переднем плане изображены атрибуты искусства и творчества - лира, лавровые ветви, маска, перо и бумага. На заднем плане - поясной портрет А.С.Грибоедова и раскрытая книга "Горе от ума". Экслибрис выполнен в 1965 году в технике ксилографии. Книгу со своим экслибрисом П.С.Краснов передал в музей через директора музея А.Ф.Тарасова в 1972 году. На самом экслибрисе находится дарственная надпись коллекционера: "В библиотеку Н.А.Некрасова музея-усадьбы "Карабиха"".
Основную массу книжных знаков, помещённых на книгах "Некрасовской библиотеки", составляют шрифтовые экслибрисы, выполненные типографским способом. Шрифтовые экслибрисы стали преобладать с середины XIX века в связи с демократизацией круга библиофилов и стремительным ростом их количества, а также лёгкостью и доступностью изготовления этого вида книжного знака. Интересные истории "рассказали" нам экслибрисы, принадлежавшие таким известным историческим личностям XIX века, как Михаил Иванович Семевский, Алексей Сергеевич Суворин, петербургский митрополит Исидор.
Историк, журналист и общественный деятель Михаил Иванович Семевский (1837-1892) в 1870-1892 гг. был издателем известного исторического журнала "Русская старина". Книга из собрания М.И.Семевского, хорошо знакомого с Некрасовым, пополнила и коллекцию карабихских книг поэта. Это "Сочинения Дениса Васильевича Давыдова" (СПб, 1848), поступившая в музей в 1951 году из Государственной Публичной библиотеки им.Салтыкова-Щедрина и украшенная экслибрисом Семевского.
Всем, более или менее знакомым с биографией Н.А.Некрасова, известно, что поэт, за несколько месяцев до своей смерти, обвенчался с Зинаидой Николаевной Викторовой (1847 (?) - 1915). Венчаться из-за болезни Некрасов мог только дома, но церковные каноны предусматривают венчание только в церкви. Тогда известный в то время юрист и общественный деятель Алексей Михайлович Унковский (1828-1893), желая исполнить последнее желание поэта, обратился за помощью к петербургскому митрополиту Исидору, который "намекнул", что обвенчать Некрасова может военный священник, установив в квартире поэта походную войсковую церковь-палатку. Так и было сделано.
Книга с экслибрисом митрополита Исидора (в миру Якова Сергеевича Никольского (1799-1892)) также оказалась в числе дублетных экземпляров библиотеки поэта. Это "Путешествие во внутреннюю Африку Е.Ковалевского" (СПб, 1849).
С известным издателем, литератором и публицистом Алексеем Сергеевичем Сувориным (1834-1912) Н.А.Некрасов познакомился в 1872 году. Одно время поэт даже думал привлечь Суворина к сотрудничеству в "Отечественных записках". Алексей .Сергеевич был страстным библиофилом, собравшим большую коллекцию книг и гравюр. Три книги с его экслибрисом поступили в музей в 1951 году из Государственной Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Это "История русской словесности древней и новой А.Д.Галахова" (СПб,1875), "Ад Данте Алигьери" (М.,1855) и "Сочинения Ивана Панаева" (СПб, 1860).
У самого Николая Алексеевича Некрасова тоже был экслибрис. Это скромный ярлык, набранный и отпечатанный в типографии А.А.Краевского. Этот экслибрис очень редок, так как владелец не спешил наклеивать его на все свои книги. Экземпляр книги с экслибрисом поэта хранится сейчас в Библиотеке Российской Академии наук.
В карабихском музее Н.А.Некрасова в настоящее время собрано десять мемориальных книг, но ни одна из них не отмечена его экслибрисом.
Так, экслибрисы на дублетных экземплярах некрасовской библиотеки помогли нам установить "биографии" книг, узнать об их владельцах, некоторые из которых, как оказалось, лично знали поэта.
Вот такие интересные истории рассказали нам "молчаливые" фолианты с помощью книжного знака.
(О.А.Тарасова, научный сотрудник Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова "Карабиха")
"К балюстраде не прислоняться" - таких табличек в каждом музее масса. И только в "Ораниенбауме" есть еще одна дополнительная стро ... далее »
Распространяется музейным профессионалам России и СНГ; центральным, региональным и заруберным СМИ, информационным и туристическим агенствам.
Ретранслируется на порталах: Культура России, Музеи России, Рамблер, Яндекс, Апорт и др.; Направляется: Лента.ру, Газета.ру и др.
Приветствуется неограниченное распространение и тиражирование выпусков.
При перепечатке и использовании материалов выпуска обязательна активная ссылка на Информационная служба "Музеи России" www.museum.ru