МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Медиапроект "ПроЯвление". Павел Каплевич. Диалог с картиной Александра Иванова

c 16 июня по 17 сентября 2017Москва
Медиапроект "ПроЯвление" демонстрирует диалог художника Павла Каплевича с главной картиной русского искусства XIX века — "Явление Христа народу (Явление Мессии)" (1837–1857) Александра Иванова. Основываясь на экспериментах и открытиях в области художественных технологий и традиционных ремесел, изучив великое полотно, подготовительные эскизы и этюды к нему, Павел Каплевич предложил собственную интерпретацию картины и процесса работы художника.

Произведение Павла Каплевича, выполненное в размер картины Александра Иванова (540 ? 750 см), с помощью современных технологий "оживает" и вовлекает зрителя в мир, созданный сто пятьдесят лет назад художником-классиком. Заново увиденный современным художником, этот мир преобразован в иную цвето-фактурно-пространственную форму. Изменяя материальные свойства оригинала, автор медиапроекта предлагает свое понимание шедевра, раскрывает таинство его сотворения.

Художественное высказывание Павла Каплевича обращено к тем структурным и смысловым особенностям картины Александра Иванова, в которых заключается его оригинальность, уникальность замысла и живописно-пластических открытий. Заявленные в концепции медиапроекта категории "эксперимент", "чудо", "фактура", "палимпсест" проецируются на творческий поиск русского художника XIX столетия.

Иванов считал зарождение идеи картины в его сознании откровением, ниспосланным свыше: "Я хотел моих любезных соотечественников Русских помирить между собою сюжетом своим, первым сюжетом в свете! Который мне ниспослан самим Богом — по крайней мере, я так верю". Осознав сложность и величие собственного замысла — раскрыть "сущность всего Евангелия" — и не желая быть просто "иллюстратором" Священной истории, он встал на путь глубокого погружения в тему, разрабатывая ее в эскизах и бесчисленном множестве этюдов, чего не делал никто из его предшественников. Это был своего рода эксперимент по сотворению художественного послания человечеству.

Огромное полотно Александра Иванова призывает каждого, стоящего перед ним, ощутить себя среди персонажей картины, испытать чувства, которыми они исполнены — искреннюю веру или сомнения, приятие или неприятие проповеди Иоанна Крестителя, пережить страх вместе с "дрожащими" или поддаться безоглядному порыву навстречу грядущему Мессии, подобно Иоанну Богослову и юноше с белым покрывалом.

Творческий диалог, в который решился вступить Павел Каплевич, позволяет по-новому взглянуть на богатейшие фактурные возможности живописи Иванова, осознать широту его художественных предпочтений и свободу в их выборе. Ученик Императорской Академии художеств, он чуждался академизма, одним из первых оценив сакральное, глубоко символическое искусство Джотто, Мазаччо, Гирландайо, выразительность и разнообразие найденных ими пластических решений. У великих венецианцев — Тициана, Веронезе, Тинторетто — он учился колориту и осознанию его роли в создании художественного образа, в искусстве Рафаэля увидел пример художественной гармонии, у Леонардо да Винчи — понимание внутреннего драматизма евангельских сюжетов.

В поисках пластических средств для передачи материи, оживотворенной Духом, Иванов обращался к разным источникам — копировал произведения старых мастеров, писал этюды с тщательно отбираемой натуры, стремился прочувствовать в конкретном человеке вневременной этический прототип. Совмещая в своем сознании многочисленные этюды, выполненные для каждого персонажа, он пытался выявить самое существенное и ценное в натурном материале.

Никто из современных Иванову художников не уделял столько внимания фактурным особенностям живописи, работе с линией и пятном, жидкими и пастозными мазками, использованию как сложных замесов краски, так и чистых, локальных цветов. Традиционную многослойную технику он обогащал, варьируя приемы моделировки, экспериментируя с основой, грунтами и подмалевком, используя прием нон-финито (совмещая тщательно проработанные и незавершенные детали). Задолго до появления акварельных "Библейских эскизов" в натурных этюдах, большей частью написанных маслом на бумаге, проявилось тяготение Иванова к фресковой матовости и подвижному, вибрирующему мазку. Найденная им технология с использованием летучих растворителей давала возможность работать быстро. Варьируя удары кисти, накладывая полупрозрачные слои красок, Иванов добивался ощущения пульсации жизни, наполняющей природные формы.

В конце жизни художник осознал, что эта работа была лишь "станцией" на пути обретения искусством новых форм для решения новых масштабных задач. Обращенная в будущее, картина Иванова открыта для диалога со следующими поколениями художников и вдохновляет их на создание множества интерпретаций.

На полотне Павла Каплевича почти неуловимо для зрителя сменяются образы "Явления Христа народу", один сквозь другой проступают эскизы картины. Творение Иванова предстает то в виде гобелена, то полуосыпавшейся фрески, то превращается в скульптурный рельеф или в черно-белую гравюру. Фигура Христа то исчезает в отдалении, то появляется вновь вслед за мистическим голубем, парящим в одном из вариантов композиции. Мир звуков, созданный композитором Александром Маноцковым, заполняет пространство: шелест листьев, пение птиц, журчанье воды окутывают зрителя, усиливая эффект погружения в тонкое вещество возникающего на полотне преображенного мира картины Иванова, мира явления — проЯвления чуда.

"ПроЯвление" — это реализация более чем пятнадцатилетнего опыта работы Каплевича над созданием уникальных тканей. Художник открыл огромные возможности метода высокомолекулярной обработки тканей, позволяющего преобразовывать один материал в другой: воспроизвести фактуру старинного венецианского полотна или создать эффект гобелена. По воле мастера хлопок "соединяется" с бархатом или шерстью, в ткани "проращиваются" золотые нити, возникает эффект парчи и т. д. Опробованный ранее в театральных декорациях, теперь уникальный материал "вобрал в себя" картину Александра Иванова вместе с эскизами к ней и представил "Явление Христа народу" в новом качестве.

Спроектированный архитектором Сергеем Чобаном павильон, в котором демонстрируется медиапроект, расположен перед главным зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, где экспонируется картина Иванова. Зайдя в павильон перед осмотром постоянной экспозиции, посетитель музея сможет ознакомиться с эскизами к великой картине и взглядом современного художника на образы и смыслы изображенного на ней.

Лаврушинский переулок, 10, павильон перед входом в главное здание

www.museum.ru/N66481
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru