МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века

c 20 декабря 2017 по 3 марта 2018Москва
Выставка «Страна героев и богов» в Государственном музее А.С. Пушкина охватывает самые разнообразные сферы русской жизни и культуры первой трети XIX века. Ее цель – показать, как интерес к античному миру находил отражение в предметах и явлениях быта – вещественного, нравственного и социального. Не претендуя на полноту раскрытия темы, исчерпать которую невозможно, мы посвятили экспозицию различным аспектам жизни русского общества, на которые повлияло культурное наследие Древней Греции и Рима. Это литература и искусство, политическое и философское мышление пушкинских современников, архитектура, скульптура, убранство интерьера и даже мода.

Раскопки Геркуланума и Помпей, начатые еще в XVIII веке, заложили основы новой науки – археологии. В России аналогичные раскопки древних памятников производились в Крыму. На выставке можно видеть две книги, которые внесли большой вклад в изучение культуры полуострова. Это «Досуги Крымского судьи» П.И. Сумарокова и «Путешествие по Тавриде» И.М. Муравьева-Апостола. Оба автора были людьми просвещенными, прекрасно знакомыми с греческими и римскими источниками. Обоим пребывание в Крыму давало возможность созерцать следы античной культуры, прикоснуться к «золотому веку», уйти от далекой им по духу современной действительности.

В акварелях, гравюрах и литографиях представлены памятники архитектуры, свидетельствующие о восприятии российскими зодчими культурного опыта древней Греции и Рима. Это Адмиралтейство А.Д. Захарова, Казанский собор А.Н. Воронихина, здание Биржи на Васильевском острове Тома де Томона, Камеронова галерея в Царском Селе и многие другие. Среди изображений памятников архитектуры XVIII – XIX веков, ориентированных на античность, особый интерес представляют триумфальные арки. Как известно, в древнем Риме они возводились для торжественного въезда победителя. В России эта традиция возникла во времена Петра I; также триумфальные арки возводились в ознаменования великих побед и важных событий. На одной из гравюр в залах экспозиции изображены Нарвские триумфальные ворота, построенные в 1827 – 1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года.

По словам пушкинского современника Ф.Ф. Вигеля, ориентация на «древность» сказалась и в убранстве комнат. Поэтому в залах экспозиции можно видеть мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные под влиянием античности. В то время модными были «алебастровые вазы с иссеченными мифологическими изображениями, курительницы и столики в виде треножников, курульские кресла, длинные кушетки, где руки опирались на орлов, грифонов или сфинксов. <…> Красное дерево, вошедшее во всеобщее употребление, начало украшаться <…> лирами, головками: медузиными, львиными и даже бараньими». Однако все вещи, которые у древних были для «домашнего употребления», в XIX веке «служили одним украшением; например, вазы не сохраняли никаких жидкостей, треножники не курились, и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались».

На выставке широко представлены высшие достижения античной литературы – произведения Гомера, Софокла, Аристофана и других. Также вниманию посетителей предлагаются сочинения русских поэтов, значительную долю своего творчества уделявших переводам древних авторов и подражаниям им. Это М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов и другие. Ода, стихотворное дружеское послание, прозаическое письмо, элегия – все жанры эпохи говорили на языке, полном если не античных образов, то античной терминологии. Поэты мыслили аналогиями с древностью; даже говоря о самых обычных вещах, они не обходились без упоминаний древних божеств.

Выставка позволяет затронуть и тему воздействия идей и образов античности на воспитание молодых людей первой трети XIX века. Их образование предполагало знакомство с персонажами мифологии, латинскими эпиграфами и изречениями. Однако это отнюдь не означало глубокого осмысления текстов древних авторов. Так, например, герой Фасад со стороны Хрущевского переулка. Фрагмент барельефа с изображением Одиссея, известного героя древнегреческой мифологии и произведения Гомера.«Евгения Онегина», как и любой молодой человек, выходя в свет…знал довольно по-латыне,/ Чтоб эпиграфы разбирать,/ Потолковать об Ювенале,/ В конце письма поставить vale,/ Да помнил, хоть не без греха,/ Из Энеиды два стиха.

Фасад со стороны Хрущевского переулка. Фрагмент барельефа с изображением Одиссея, известного героя древнегреческой мифологии и произведения Гомера.Вместе с тем трудно переоценить ту роль, которую идеи и образы античности играли в воспитании детей. Понятия демократии, свободы в рамках закона и гражданской ответственности, берущие свое начало в Древней Греции и Древнем Риме, делали образ римского республиканца в глазах подростков особенно привлекательным.

Интерес к древности коснулся и моды, преимущественно женской. Представление о ней дают портреты начала XIX века и модные картинки из журналов того времени. Платья из легкой ткани с очень высокой талией – дань культу «естественности», который возник в конце XVIII века под влиянием идей Ж.Ж. Руссо, и образцы которого искали в том числе и в античности. По словам современника, все женщины того времени «хотели казаться древними статуями, с пьедестала сошедшими: которая оделась Корнелией, которая Аспазией <…>. Собранные в виде диадемы волосы украшали их молодое чело. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете». И «если бы не мундиры и не фраки, то на балы можно было бы тогда глядеть как на древние барельефы и на этрусские вазы».

Один из разделов экспозиции посвящен А.С. Пушкину, обращавшемуся к образам и сюжетам античной литературы на протяжении своего творчества – от лицейской скамьи до последних лет жизни. Здесь можно видеть произведения авторов, наиболее значимых для поэта в различные периоды его жизни: Апулея, Овидия, Тацита, Горация и других. Здесь также можно познакомиться с произведениями самого поэта, в которых встречаются множественные отсылки к сюжетам и образам древней Греции и Рима. В залах экспозиции представлены портреты друзей и знакомых Пушкина – А.А. Дельвига и В.К. Кюхельбекера, культивировавших в своей поэзии антологические мотивы, А.Н. Оленина – поклонника и крупнейшего знатока античного мира, Н.И. Гнедича – переводчика «Илиады», К.П. Брюллова – автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» и многих других.

Пушкинские строки, сопровождающие выставку, а также высказывания современников поэта, не только дают представление об их отношении к античному наследию, но и позволяют понять многие социальные и культурные явления русской жизни первой трети XIX века.

Где: Выставочные залы 1-го этажа Государственного музея А.С. Пушкина, Москва, ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м.«Кропоткинская»)

Когда: с 20 декабря 2017 года по 3 марта 2018 года

Стоимость билета: 150 / 100 (полный / льготный) рублей

www.museum.ru/N68575
Ваше мнение »»

»»Государственный музей А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход в сторону Государственного музея А.С. Пушкина, из метро направо по ул. Пречистенка
Телефоны:(495) 637-5674 - спр., 637-3256 - экс.бюро
URL:www.pushkinmuseum.ru
EMail:info@a-s-pushkinmus.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: литературные, выставки


 
новости и события: 21.02.2018
 x    ?  

Научная историко-культурная конференция "В.И. Ленин. История. Культура. Современность"

Презентация нового международного рецензируемого электронного журнала "Музей - памятник - наследие"

Сарапульский музей в Национальном реестре ведущих учреждений культуры России!

XLIX Випперовские чтения 2018: Классика и современность. Отражения

IX научно-практическая конференция "Век реставрации пригородных дворцов: трагедия и триумф"

Лекторий «Свободная тема», Великий Новгород

Проект по созданию виртуальной модели зала Юпитера признан победителем конкурса «Проект года» Global CIO

Лекторий «Павловские встречи». «История Павловска как музея»

Московский Планетарий объявляет весенний набор на курсы астрономии для взрослых

Бахметьевскому гаражу - 90! Лекции западных историков архитектуры в Еврейском музее и центре толерантности

«Архнадзор» и Союз московских архитекторов приглашают на выставку «Реновация без сноса»

Департамент культуры Москвы формирует кадровый резерв главных хранителей музейных предметов

Всероссийская научно-практическая конференция «VIII Открытые Абакумовские чтения»

Народный музей вошел в список лучших проектов конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире"

Открытые лекции кураторской школы Avant-Garde LAB в Еврейском музее и центре толерантности

Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка»

Круглый стол "Философия музея: от герменевтики к эвристике музейного предмета"

Берестовские чтения 2018

Семинар по музейной педагогике «Детская музейная выставка»

В Центре авангарда Еврейского музея стартует кураторская школа Avant-Garde LAB

Московский Планетарий впервые проведет Школу лектора

Зимний цикл конкурса «Музейный десант»

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Конкурс на присуждение XIII Национальной премии "Культурное наследие"

Новый сезон образовательной программы ВДНХ

II конференция "Русский Север-2018. Опыт изучения и сохранения историко-культурного наследия", Тотьма

XVI Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Санкт-Петербурге

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru