МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии" в Русском музее фотографии

c 18 января по 18 мартаНижегородская область
В 2017 году Русский музей фотографии одержал победу в грантовом конкурсе на поддержку программ межмузейного сотрудничества Благотворительной программы «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина. Музей подавал заявку на участие в номинации «Приглашение передвижных выставок и выставок из фонда других музеев». С 18 января по 18 марта 2018 года в Русском музее фотографии будет демонстрироваться выставка «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии», посвященная истории цветной фотографии в России.

Выставка с метафорическим названием «Первоцвет», демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов – можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография.

Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно тогда же, когда и в европейской – в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками. И прежде всего это относится к портретам. К концу XIX века раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами.

Фотодокументация жизни Российской империи в начале ХХ века стала государственной задачей во многом потому, что император Николай II и его семья были страстными фотолюбителями. В 1902 году Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе создания цветных фотографий, а в 1903 году опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Восхищенный этим изобретением, Император Николай II поручил фотографу заснять в цвете все возможные стороны жизни областей, составлявших тогда Российскую империю.

Советская власть в первые послереволюционные годы активно поддерживала фотографию, видя в ней важное орудие пропаганды. Сначала упор делался на фоторепортаж, но уже с середины 1920-х годов в СССР огромное распространение получает фотомонтаж, позволявший соединить документальную достоверность и новые советские мифы. Фотомонтаж, которым занимаются талантливые модернисты: А. Родченко, Г. Клуцис, Эль Лисицкий, В. Степанова – берет цвет на вооружение и становится идеологическим «визуальным оружием». Тогда же А. Родченко возрождает забытую технику ручной раскраски в своих фотографиях.

Одним из важнейших течений в русской фотографии начала ХХ века был пикториализм. Он отличался не только методом съемки и сложными техниками печати, приближавшими фотографию к живописи, но и набором традиционных тем. Романтические пейзажи и архитектурные руины, обнаженная натура с точки зрения социалистического реализма были опасными пережитками прошлого. Поэтому часть фотографов-пикториалистов попала в сталинские лагеря, получила запрет на профессию или запрет на проживание в столице и крупных городах. Те из них, которые оказались на свободе, как, например, Василий Улитин ‒ участник крупнейших международных фотовыставок, с трудом приспосабливались к новой реальности, изображая революционные сюжеты и получая индульгенцию и право на работу у большевиков.

Производство цветной пленки в СССР было налажено с помощью немецкого трофейного оборудования в 1946 году. Первоначально она была доступна немногим фотографам - классикам советской фотографии – И. Шагину, В. Микоше, Дм. Бальтерманцу, Вс. Тарасевичу и другим. Все они вынуждены были следовать канонам социалистического реализма и заниматься постановочным репортажем.

С конца 1950-х годов допускается определенная свобода в эстетике, позволяющая приблизить фотографию к реальности.

В послевоенное время жизнь постепенно налаживается, и на массовый рынок снова поступают раскрашенные фотопортреты на память. Они выполняются, как правило, неизвестными и «нелегальными» фотографами, так как частные фотоателье к 1930-м годам были запрещены и государство получило полную монополию на фотографию. Подобные китчевые фотографии Борис Михайлов для заработка переснимает и увеличивает в своей фотолаборатории в Харькове в начале 1970-х. Они лягут в основу новой эстетики, разрабатываемой им в серии «Лурики» с начала 1980-х. Раскрашивая эти наивные фотографии, он будет проявлять и деконструировать природу советских мифов.

Ольга Свиблова

Проект реализуется победителем грантового конкурса 2017 года на поддержку программ межмузейного сотрудничества благотворительной программы «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина

www.museum.ru/N68699
Ваше мнение »»

»»Русский музей фотографии
Адрес:Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 9а
Проезд:Все виды городского транспорта до остановки "Площадь Минина", далее по ул. Б. Покровская до пересечения с ул. Пискунова
Телефоны:(831) 434-2523 - спр., 437-3743 - экс. бюро
URL:www.fotomuseum.nnov.ru/
EMail:rmfmuseum@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 25.05.2018
 x    ?  

XXVIII научные чтения "Книжные редкости Российской национальной библиотеки"

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Конференция, посвященная Дню славянской письменности, в Российской национальной библиотеке

Майские сессии портфолио-ревю в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Научно-методологический семинар Секции музеологии Московского общества испытателей природы

Открыт прием заявок на 12-ю Премию Кандинского

Волгоград встречает Русский музей. Открытие виртуального филиала

V Всероссийский семинар «Театральный музей в современном культурном пространстве» в Казани

Крымская музеологическая школа «Museum Studio»

Форум «Музейный гид-2018»

Публичная программа «Машина зрения» в рамках направления «Пушкинский XXI»

Новый образовательный курс KGallery и Дома Бенуа: "ХХ век русской живописи в шедеврах из частных собраний"

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Подведены итоги первого этапа межмузейного конкурса фестиваля "Интермузей-2018"

Шолоховские чтения

Новый конкурс Фонда В. Потанина - «Музейный флагман»

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

XXII ежегодная международная научно-практическая конференция АДИТ-2018 в Саратове

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конкурс на разработку архитектурной композиции под открытым небом

XX международный фестиваль "Интермузей-2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Карабихские научные чтения в Музее-заповеднике Н.А. Некрасова "Карабиха"

Cтартовал крупнейший конкурс среди молодых художников "Взлет"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка»

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru