МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии" в Русском музее фотографии

c 18 января по 18 мартаНижегородская область
В 2017 году Русский музей фотографии одержал победу в грантовом конкурсе на поддержку программ межмузейного сотрудничества Благотворительной программы «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина. Музей подавал заявку на участие в номинации «Приглашение передвижных выставок и выставок из фонда других музеев». С 18 января по 18 марта 2018 года в Русском музее фотографии будет демонстрироваться выставка «Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии», посвященная истории цветной фотографии в России.

Выставка с метафорическим названием «Первоцвет», демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов – можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография.

Широкое распространение цвета в русской фотографии происходит приблизительно тогда же, когда и в европейской – в 1860-е годы. Это связано с ручной раскраской фотографических отпечатков акварельными и масляными красками. И прежде всего это относится к портретам. К концу XIX века раскрашенная фотография дополняется архитектурными, пейзажными и индустриальными сюжетами.

Фотодокументация жизни Российской империи в начале ХХ века стала государственной задачей во многом потому, что император Николай II и его семья были страстными фотолюбителями. В 1902 году Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе создания цветных фотографий, а в 1903 году опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами». Восхищенный этим изобретением, Император Николай II поручил фотографу заснять в цвете все возможные стороны жизни областей, составлявших тогда Российскую империю.

Советская власть в первые послереволюционные годы активно поддерживала фотографию, видя в ней важное орудие пропаганды. Сначала упор делался на фоторепортаж, но уже с середины 1920-х годов в СССР огромное распространение получает фотомонтаж, позволявший соединить документальную достоверность и новые советские мифы. Фотомонтаж, которым занимаются талантливые модернисты: А. Родченко, Г. Клуцис, Эль Лисицкий, В. Степанова – берет цвет на вооружение и становится идеологическим «визуальным оружием». Тогда же А. Родченко возрождает забытую технику ручной раскраски в своих фотографиях.

Одним из важнейших течений в русской фотографии начала ХХ века был пикториализм. Он отличался не только методом съемки и сложными техниками печати, приближавшими фотографию к живописи, но и набором традиционных тем. Романтические пейзажи и архитектурные руины, обнаженная натура с точки зрения социалистического реализма были опасными пережитками прошлого. Поэтому часть фотографов-пикториалистов попала в сталинские лагеря, получила запрет на профессию или запрет на проживание в столице и крупных городах. Те из них, которые оказались на свободе, как, например, Василий Улитин ‒ участник крупнейших международных фотовыставок, с трудом приспосабливались к новой реальности, изображая революционные сюжеты и получая индульгенцию и право на работу у большевиков.

Производство цветной пленки в СССР было налажено с помощью немецкого трофейного оборудования в 1946 году. Первоначально она была доступна немногим фотографам - классикам советской фотографии – И. Шагину, В. Микоше, Дм. Бальтерманцу, Вс. Тарасевичу и другим. Все они вынуждены были следовать канонам социалистического реализма и заниматься постановочным репортажем.

С конца 1950-х годов допускается определенная свобода в эстетике, позволяющая приблизить фотографию к реальности.

В послевоенное время жизнь постепенно налаживается, и на массовый рынок снова поступают раскрашенные фотопортреты на память. Они выполняются, как правило, неизвестными и «нелегальными» фотографами, так как частные фотоателье к 1930-м годам были запрещены и государство получило полную монополию на фотографию. Подобные китчевые фотографии Борис Михайлов для заработка переснимает и увеличивает в своей фотолаборатории в Харькове в начале 1970-х. Они лягут в основу новой эстетики, разрабатываемой им в серии «Лурики» с начала 1980-х. Раскрашивая эти наивные фотографии, он будет проявлять и деконструировать природу советских мифов.

Ольга Свиблова

Проект реализуется победителем грантового конкурса 2017 года на поддержку программ межмузейного сотрудничества благотворительной программы «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина

www.museum.ru/N68699
Ваше мнение »»

»»Русский музей фотографии
Адрес:Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 9а
Проезд:Все виды городского транспорта до остановки "Площадь Минина", далее по ул. Б. Покровская до пересечения с ул. Пискунова
Телефоны:(831) 434-2523 - спр., (831) 437-3743 - экс. бюро
URL:www.fotomuseum.nnov.ru/
EMail:rmfmuseum@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 21.02.2018
 x    ?  

Научная историко-культурная конференция "В.И. Ленин. История. Культура. Современность"

Презентация нового международного рецензируемого электронного журнала "Музей - памятник - наследие"

Сарапульский музей в Национальном реестре ведущих учреждений культуры России!

XLIX Випперовские чтения 2018: Классика и современность. Отражения

IX научно-практическая конференция "Век реставрации пригородных дворцов: трагедия и триумф"

Лекторий «Свободная тема», Великий Новгород

Проект по созданию виртуальной модели зала Юпитера признан победителем конкурса «Проект года» Global CIO

Лекторий «Павловские встречи». «История Павловска как музея»

Московский Планетарий объявляет весенний набор на курсы астрономии для взрослых

Бахметьевскому гаражу - 90! Лекции западных историков архитектуры в Еврейском музее и центре толерантности

«Архнадзор» и Союз московских архитекторов приглашают на выставку «Реновация без сноса»

Департамент культуры Москвы формирует кадровый резерв главных хранителей музейных предметов

Всероссийская научно-практическая конференция «VIII Открытые Абакумовские чтения»

Народный музей вошел в список лучших проектов конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире"

Открытые лекции кураторской школы Avant-Garde LAB в Еврейском музее и центре толерантности

Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка»

Круглый стол "Философия музея: от герменевтики к эвристике музейного предмета"

Берестовские чтения 2018

Семинар по музейной педагогике «Детская музейная выставка»

В Центре авангарда Еврейского музея стартует кураторская школа Avant-Garde LAB

Московский Планетарий впервые проведет Школу лектора

Зимний цикл конкурса «Музейный десант»

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Конкурс на присуждение XIII Национальной премии "Культурное наследие"

Новый сезон образовательной программы ВДНХ

II конференция "Русский Север-2018. Опыт изучения и сохранения историко-культурного наследия", Тотьма

XVI Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Санкт-Петербурге

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru