МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Борис Смелов. Двадцать работ из собрания Эрмитажа

c 18 января по 1 апреляСанкт-Петербург
18 января 2018 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа открывается экспозиция «Борис Смелов», на которой представлено двадцать работ Бориса Смелова из собрания Эрмитажа, переданных в дар музею коллекционером Н.Н. Гордеевым в 2015 году.

Фотограф Борис Смелов (1951–1998) еще при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком, вызывавшим самое настоящее поклонение у всех, кто хоть как-то был связан с искусством «светописи». Критики и профессиональные фотографы единогласно признают Бориса Смелова одним из лучших европейских мастеров фотографии. Созданный им образ Петербурга – это не просто качественные снимки, но, безусловно, самое выразительное высказывание, которое было сделано об этом городе в конце прошлого века, высказывание, по своему значению равное поэзии Бродского.

Творчество Бориса Смелова – ценное и яркое явление петербургской культуры 1970-х –1990-х годов, с Петербургом связанное, Петербургу посвященное и Петербургом определенное, но при этом лишенное краеведческой ограниченности. Его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии, с произведениями Картье-Брессона, Дуано и Кертеша.

Смелов – художник, стоящий на грани столетий, находящийся на уровне лучших достижений интернациональной фотографии с культурной традицией Петербурга, города интернационального по своей сути. Фотография – это открытие позапрошлого века – изменила и определила мировосприятие современного человека чуть не в большей степени, чем любое другое открытие. Фотография способна выстроить последовательную цепь мгновений, определяющих нервную пульсацию жизни города.

Каждая фоторабота – это не простой документ, а воплощение того, что лежит на дне нашего сознания, и что является только во снах и фантазиях, ибо воспоминание – одна из форм фантазии. Случайные мгновения сплетаются в важное послание, в цельный текст о городе, о его неповторимой выразительности, быть может, более цельной и значимой, чем его неизменные недвижные монументы. В остроте переживаний подобных моментов, чудом вырванных из потока времени, заключается неповторимый почерк искусства Бориса Смелова, – то, что он сам называл «интуитивной фотографией». Интуиция, однако, всегда сопровождается у него безошибочным и точным расчетом интеллекта.

Борис Смелов – активный участник ленинградской «второй культуры»: сообщества художников, занимавшихся неподцензурным, неофициальным творчеством. Ключевая тема фотографий Смелова – городской пейзаж. Он один из главных создателей черно-белого, фотографического образа города. Его личная ленинградская топография включает маршруты ординарного советского фотолюбителя и карту городского художественного андеграунда. Ребенком Смелов занимался в кружке при Дворце пионеров имени А. А. Жданова, затем пришел в старейший фото-клуб страны при Выборгском Доме культуры. В 1960–1970-е годы такие любительские фото-клубы стали важной площадкой для обмена опытом и бесед о творчестве. Но строгая цензура, пристрастно изучавшая каждую выставку, и конформизм клубного руководства вынуждали молодое поколение уходить и формировать свои, более тесные группы. Борис Смелов начал посещать мастерскую при Доме культуры Пищевой промышленности: днем здесь работала детская фото-студия, а по вечерам печатали и обсуждали свои снимки профессионалы. Друзья вводят молодого фотографа в круг поэтов и художников, которые собираются в кафе «Сайгон» на углу Невского и Владимирского проспектов; по приглашению поэта Константина Кузьминского он участвует в знаменитой квартирной выставке «Под парашютом» (1974), снимает галерею портретов героев петербургского андеграунда. Параллельно Смелов трудится как фотограф: сначала в Комбинате декоративно-оформительского искусства, затем – в издательстве «Художник РСФСР».

В 1976 году в Выборгском Доме культуры открывается персональная выставка Бориса Смелова. Но она не просуществовала и суток: по распоряжению цензоров из областного комитета КПСС все работы сняли. Недовольство цензоров могла вызвать темная и минорная тональность снимков, которая противоречила парадным, открыточным видам города. Этот инцидент закрыл для Смелова возможность выставлять работы официально вплоть до Перестройки. Но в конце 1980-х годов его творчество обратило на себя внимание коллекционеров и музеев по всему миру. Его фотографии демонстрировались в США, Германии, Великобритании, Финляндии.

В 1990-х годах Борис Смелов и тесный круг его учеников и единомышленников создали группу «Пунктум». Название заимствовано из знаменитой книги по теории фотографии, «Camera Lucida» французского культуролога Ролана Барта: «пунктум» отсылает к способности фотографии, изображающей случайную деталь, пробуждать в зрителе глубокое чувство. Творчество Смелова, сочетающее гармонию случайного и вечного, эмоционального и культурного, – лучшая иллюстрация этой особенности фотографии.

Борис Смелов трагически погиб на Васильевском острове 18 января 1998 года, похоронен на Смоленском кладбище, которое нередко было сюжетом его снимков.

Имя Смелова прекрасно известно фотографам, коллекционерам, критикам и историкам фотографии. Любой более или менее заметный петербургский фотограф сегодня не избежал его влияния. В 2009 году в Государственном Эрмитаже с большим успехом прошла выставка «Борис Смелов. Ретроспектива», сопровождаемая научным иллюстрированным каталогом. Экспозиция, развернутая в Главном штабе, приурочена к двадцатой годовщине со дня смерти фотографа, и свидетельствует о признании этого выдающегося мастера, талант которого оценен по достоинству.

Экспозиция «Борис Смелов» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта “Эрмитаж 20/21”, призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков.

www.museum.ru/N68708
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
URL:www.hermitagemuseum.org/
EMail:visitorservices@hermitage.ru, cancery@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 17.11.2018
 x    ?  

Международная конференция «Римский-Корсаков – 175. Год за годом»

Программа "Специалист по реабилитации инвалидов музейными средствами и доступной среде в музеях"

Научная конференция к 510-летию Архангельского собора Московского Кремля

Русский музей. Начался прием работ на Девятый молодежный поэтический конкурс им. К.Р.

Интенсивный курс по реставрации фотографии в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Круглый стол: «Метаморфозы в дереве художников Инессы и Рашида Азбухановых»

VI научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

IX Межрегиональная научная конференция «Археология: история и перспективы» в Ярославле

Проект "ИнтерАктивная История" для музеев Финляндии и Карелии

Международная конференция «Музейное наследие и цифровая культура» в Русском музее

8-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

Научный семинар «Город Средневековья и раннего Нового времени» на Куликовом поле

Открыт прием заявок на очередной цикл конкурса «Музейный десант»

Вольтеровские чтения - 2018: памяти Владимира Люблинского

Север как текст русской культуры. Круглый стол в рамках Санкт-Петербургского культурного форума

Конференция «Культура российской повседневности в музейной интерпретации»

Конференция «Власть и общество в России: кризисы и пути взаимодействия. Конец XIX – начало XXI в.»

VI Всероссийский семинар «Театральный музей в современном культурном пространстве»

Программма Научной конференции "История музейной коллекции" в Музее Академии художеств

Международный научный журнал "Музей-памятник-наследие" приглашает к сотрудничеству

VII Московские Анциферовские чтения

Фотография в Ленинграде-Петербурге в 1970-х — 1990-х годах

Центр развития компетенций UNIVERSUM+ приглашает принять участие в программе повышения квалификации

Государственная галерея на Солянке начинает цикл лекций о видеоарте

Лекционный курс «Всеобщая история искусств». Искусство Древнего мира

Образовательный проект «История современной России. Учим и учимся»

Международная научная конференция «Мир исследователя». Прием заявок

XLIII Международные чтения «Достоевский и мировая культура»

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Тургеневские чтения-2018

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

XIII Всероссийская научно-практическая конференция "Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов"

Толстовские чтения-2018

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Вещь в трансляции этничности»

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru