МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Праздничное оформление города... 1918-1987" в Петропавловской крепости

c 16 февраля по 16 августа 2018Санкт-Петербург
"Праздничное оформление Петрограда - Ленинграда в дни празднования годовщин Великой Октябрьской революции. 1918-1987"

Инженерный дом

В 1918 году в советской России был введен «Красный календарь», учреждавший новые революционные праздники. Главным торжеством года стала годовщина Октябрьской революции, которая была впервые отмечена в 1918 году. На площадях и улицах города в течение нескольких дней проходили торжественные шествия, митинги, спектакли, концерты. Художниками были выполнены эскизы праздничного убранства Петрограда. Именно в эти дни рождалась новая революционная стилистика городского праздника. Среди почти сотни имен мастеров, украшавших город к 7 ноября, живописцы Н. И. Альтман, В. Д. Баранов-Россине, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, В. В. Лебедев, К. С. Петров-Водкин, В. И. Шухаев; зодчие И. Г. Лангбард, Л. В. Руднев, В. А. Щуко и другие.

На выставке представлены эскизы оформления площади Урицкого (ныне Дворцовая площадь) к первой годовщине Октябрьской революции, выполненные Н. И. Альтманом. В своих воспоминаниях художник так говорил о своей работе: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. … Не гармонии со старым я искал, а контраст ему».

Гражданская война, трудности послевоенного времени отразились на масштабе празднования последующих годовщин Октября, но, несмотря на это каждый год неизменно разрабатывался план оформления города и проведения праздничных мероприятий. Среди произведений наглядной агитации этого времени встречались и подлинные шедевры. Представленный на выставке плакат «Да здравствует комсомол! На смену старшим молодая рать идет. К седьмой годовщине Октябрьской Революции» был выполнен по рисунку А. Н. Самохвалова и удостоен Золотой медали Международной парижской выставки декоративного искусства 1925 года.

С особым размахом отмечался 10-летний юбилей Октябрьской революции в 1927 году. Многие композиции, украсившие центральные площади и улицы города, отличались оригинальностью художественного и объемно-пространственного решения.

Во второй половине 1920 – начале 1930-х годов определенную роль в ленинградском оформительском искусстве сыграл ИЗОРАМ (объединение «ИЗО рабочей молодежи»), занимавшийся разработкой экспериментальных форм декоративно-прикладного искусства. Группой руководил М. С. Бродский. В нее входили художники, не получившие профессионального образования, большинство из них работало на заводах. ИЗОРАМ оформлял клубы, дома культуры, различные мероприятия, в том числе занимался декоративным оформлением города к праздничным датам. Художники ИЗОРАМА ярко заявили о себе в 1931 году. Ими были выполнены грандиозные трибуны на площади Урицкого в дни празднования 7 ноября. Это сложные сюжетные композиции, темой которых была мировая борьба с капитализмом и империализмом. Серия фотографий на выставке дает представление об этой грандиозной работе.

В годы Великой Отечественной войны, в дни блокады в Ленинграде праздничные демонстрации были заменены радиомитингами, но город все равно украшался к 7 ноября красными флагами, лозунгами, транспарантами, плакатами. Мастера, работавшие в Союзе художников (В. А. Серов, И. А. Серебряный, В. М. Конашевич, А. А. Казанцев, Н. А. Павлов, С. М. Мочалов, Н. Х. Рутковский и др.), создали более 60 больших панно-плакатов на тему победы над врагом. Плакаты военных лет, фотографии парада и салюта в октябре победного 1945 года демонстрируются в экспозиции.

В год 30-летия Октября в оформлении города значительное место заняла свето-пиротехническая составляющая. Активно использовались прожекторы, они высвечивали в небе над городом цифру «ХХХ». Светящимся лозунгом из шести тысяч электрических лампочек была украшена Петропавловская крепость. Эти приемы использовались и в последующие годы. Это удивительное зрелище запечатлено на картинах А. А. Казанцева и А. М. Ляндзберга и фотографиях тех лет.

40-летие Октябрьской революции, отмечавшееся в 1957 году в праздничном убранстве не было ознаменовано оригинальными находками и решениями. Популярным стало украшать фонарные столбы флагами-«парусами» — треугольными, прямоугольными и трехъярусными. Улицы украшались «перетяжками». В декоре превалировали красный и голубой цвета. Октябрьское убранство Ленинграда запечатлела в своих тонких, прозрачных цветных литографиях художница М. С. Чернецкая.

Подготовка к празднованию 50-летнего юбилея революции началась более чем за год. Была разработана единая для 14 районов Ленинграда программа праздничного украшения, включавшая в себя более тысячи проектов и более ста макетов. На выставке можно увидеть эскизы оформления центральных площадей и улиц Ленинграда, выполненные А. И. Алымовым, В. А. Петровым и другими.

Апофеозом праздника 1967 года стало карнавальное шествие. 8 ноября карнавальный «автопоезд» (более 200 автомобилей) стартовал на стадионе имени С. М. Кирова и прошел через весь город. Эскизы оформления праздничного автопоезда Г.И. Бермана и Г. П. Сотникова, эскизы ростовых кукол Т. К. Сотниковой, а также многочисленные фотографии можно увидеть в экспозиции.

60-летие Октябрьской революции отмечалось традиционно. Город был украшен в привычные цвета. Стилистику определял минимализм. Оформление главных объектов города доверили тому же мастеру — А. И. Алымову. Но в этот раз праздничное убранство города было выполнено скромно и во многом шаблонно.

Последний всплеск оформительской активности в Октябрьских празднествах пришелся на 1987 год. На выставке представлены эскизы оформления Невского проспекта к 70-летию Октября, выполненные В. А. Гавриловым (на больших установках, собранных в планшеты, у Гостиного двора и Казанского собора демонстрировались крупным планом революционные плакаты, декреты, воззвания, фотографии). В дни праздника на всех электрических столбах на Невском проспекте были установлены выполненные по рисункам В. А. Гаврилова орифламмы – кумачевые «хоругви», расписанные в стилистике рубежа 1910–1920-х годов. Эскизы этих орифламм можно увидеть на выставке, а их реконструкции — в оформлении фасада Инженерного дома.

70-летний путь, пройденный художниками, архитекторами, работавшими над праздничным украшением Петрограда–Ленинграда, оставил заметный след в истории городской культуры. Несмотря на ярко выраженную идеологическую составляющую, на «временный» характер использования, сегодня эти произведения сохранились в музейных фондах, и составляют золотой фонд отечественного декоративно-оформительского искусства.

www.museum.ru/N69000
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Адрес:город Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3
Проезд:Ст. м. "Горьковская", "Спортивная"
Телефоны:(812) 498-05-11, 230-64-31
URL:spbmuseum.ru
EMail:gmispb@cult.gugov.spb.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru