|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка "Искусство агитации" в Музее печати
В 1917 – 1930-е годах самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика. Развитие агитмассовых форм искусства было частью программы «культурной революции в отсталой стране». В. И. Ленин видел огромные возможности художественной пропаганды в ликвидации безграмотности населения. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст – лозунг, сопровождавший изображение, – запоминался и призывал малограмотные массы к действию. Агитационная функция плаката в 1920-е годы сравнима с ролью газеты и радио.
В эти годы плакаты стали главным инструментом пролетариата для агитации, призывающей вести непримиримую борьбу с врагом и поднимать боевой дух народа. Советский плакат нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
В годы Гражданской войны агитационные плакаты стали своеобразной заменой газетам, таким образом, удовлетворяя информационный голод молодого пролетариата. Среди первых революционных агитационных плакатов выделялись работы В. И. Козлинского, В. В. Лебедева, Д. С. Моора, В. В. Маяковского, М. М. Черемных и В.Н. Дени. Все эти художники отличались своими оригинальными и присущими только им манерами и техникой исполнения. В.Н. Дени – известный мастер политической карикатуры того времени – добавил советскому плакату острый сатирический эффект. Созданные им произведения беспощадно высмеивали политических дельцов, капиталистов и соглашателей. Художник Д.С. Моор так писал про плакат: «Плакат – это разящий удар, направленный на голову классового врага, это возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание».
Агитационные плакаты, разосланные на фронты Гражданской войны, аллегорично сравнивались с патронами и снарядами, они становились мощным психологическим орудием воздействия на врага. Плакаты приклеивали на стены зданий, домов в городах, отражавших нападение иностранных интервентов и белогвардейцев. Порча и уничтожение таких плакатов причислялись к контрреволюционным действиям. Во времена первых пятилеток агитационный плакат продолжал свою важную идеологическую цель. В настоящее время такие плакаты являются важными историческими свидетелями целой эпохи – эпохи социализма. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат.
Советский плакат был политизирован и идеологизирован, но в то же время выполнен на очень высоком художественном уровне. Агитационные плакаты несли важные для государства пропагандистские функции: информационную – доносили до населения необходимую информацию, коммуникативную – были связующей нитью между властью и народом, имиджевую – создавали благородный, величественный образ власти, которая заботится о своих гражданах, а также воспитательную функцию.
На выставке представлены плакаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, оригиналы эскизов, по которым выпускались плакаты, открытки первых лет советской власти, книги и журналы, агитационный фарфор, медали и жетоны. www.museum.ru/N69001 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |