|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка "Импрессионизм в авангарде" в Музее русского импрессионизма
В 1928 году изобретатель супрематизма Казимир Малевич готовился к ретроспективной выставке своих работ в Государственной Третьяковской галерее. Однако художник столкнулся с тем, что часть его ранних импрессионистических работ осталась в Германии на Большой берлинской художественной выставке. Несмотря на то, что минуло почти 30 лет, Малевич принял смелое решение написать эти картины заново и присвоить им ранние даты - потому что не мыслил без импрессионизма эволюцию в искусстве. Эта мистификация Малевича была раскрыта лишь много десятилетий спустя. С 31 мая по 19 сентября Музей русского импрессионизма представит выставку "ИМПРЕССИОНИЗМ В АВАНГАРДЕ", куда войдет более 60 импрессионистических работ русских авангардистов из 14 государственных музеев и 17 частных собраний. Среди них Михаил Ларионов, Роберт Фальк, Казимир Малевич, Алексей Явленский, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Антонина Софронова, Ольга Розанова и многие другие. Цель выставки - показать, что российский авангард начала XX века, прославивший русское искусство на весь мир, был бы невозможен без импрессионизма. Представленные работы продемонстрируют, как влияние живописи французских импрессионистов и постимпрессионистов стало трамплином для перехода к ярким революционным открытиям Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Петра Кончаловского, Роберта Фалька и многих других. Два этажа экспозиции приятно удивят посетителей и раскроют малоизвестные аспекты творчества мастеров русского авангарда. Так, за натюрмортом с нежной "Сиренью" (1906 г.) Гончаровой будет трудно узнать позднейшие кубистические композиции, ставшие хрестоматийными примерами творчества мастера. Тонкие и лиричные пейзажные зарисовки Давида Бурлюка расскажут о ранних экспериментах "отца русского футуризма" в стилистике французских импрессионистов. На выставке впервые будет экспонироваться произведение Михаила Ларионова "Прогулка", написанное в 1907 году и являющееся примером раннего импрессионистического периода художника. Картина находилась в личном собрании Ларионова до его эмиграции во Францию в 1915 году. Полотно было сохранено в семье сына знаменитого архитектора Федора Шехтеля Льва Жегина (Шехтеля), который был дружен с художником. Многие мастера прошлого века начали свое знакомство с импрессионизмом благодаря Сергею Щукину и его коллекции французских импрессионистов. Молодые художники изучали произведения Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна и Поля Гогена. Не боясь экспериментов с формой и цветом, они смогли освободиться от привычных академической живописи канонов и обрести свой уникальный стиль, импрессионизм научил художников работать быстро, без этюдов. Когда будущие авангардисты освоили создание пластики только цветом, следующим их шагом стало обращение к чистым формам. Для некоторых художников русского авангарда, например, Надежды Удальцовой, Роберта Фалька и Аристарха Лентулова, период экспериментов и поисков завершился обращением именно к языку импрессионистов. После ослепляющей революции авангарда им было необходимо вернуться к истокам, чтобы накопить силы для новых художественных высказываний. Михаил Ларионов отличался от своих друзей по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Бунтарь и ненавистник дисциплины, он поражал педагогов работоспособностью. На одном из экзаменов Ларионов представил комиссии сразу 150 картин, три из которых были признаны порнографическими. Отчисленный за строптивость и "неприличные рисунки", художник уедет на родину в Тирасполь, где вместе с другом Давидом Бурлюком будет работать на пленэре и пробовать свои силы в импрессионизме. Спустя несколько лет, зарядившись энергией "живописи впечатления", он провозгласит новое направление русского авангарда - лучизм. Будучи студентом МУЖВЗ, Михаил Ларионов познакомился с Натальей Гончаровой. Она училась в скульптурном классе Паоло Трубецкого, но знакомство с Ларионовым перевернуло ее жизнь. Именно он позвал ее на живописное отделение и убедил попробовать свои силы в импрессионизме. Позже Гончарова и Ларионов станут одними из самых ярких представителей художественного мира Москвы. Всю жизнь они будут поддерживать друг друга и как живописцы, и как супруги, хоть и заключат официальный брак лишь спустя 50 лет, проведенных вместе. Увлечение Гончаровой импрессионизмом продлилось всего пару лет, но позволило ей обрести внутреннюю свободу и решительность. В годы, когда Пикассо в Париже обратился к творчеству народов Африки, Гончарова в России открыла русское крестьянское искусство. Его яркие краски и самобытные формы помогли развернуть мощный и неординарный талант художницы в полную силу. Александру Экстер наряду с Надеждой Удальцовой и Ольгой Розановой причисляют к "амазонкам русского авангарда". Начав творческий путь с импрессионистических опытов, в 1907 году Экстер уехала в Париж, где познакомилась с Пабло Пикассо и Жоржем Браком. С импрессионизмом было покончено - художница стала работать в собственной узнаваемой манере кубистического толка и даже уничтожила многие свои ранние работы, поэтому редкие сохранившиеся экземпляры особенно ценны. После возращения Экстер в Россию ее мастерская в Киеве стала центром притяжения художников, ищущих новых направлений в искусстве. Здесь часто собирались Эль Лисицкий, Вадим Рабинович, Александр Тышлер, Игнатий Нивинский, Илья Эренбург. Благодаря таланту Экстер кубизм привлек внимание театральных гениев прошлого века. Она стала первой художницей, чьи декорации, созданные в кубистической манере, появились на сцене: "Фамира-Кифаред" Иннокентия Анненского, "Саломея" Оскара Уайльда, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира и другие. Однако венцом ее карьеры по праву можно считать работу в кино над фильмом "Аэлита" Якова Протазанова, для которого она создала футуристические костюмы из стекла, алюминия и фольги. ___ Важной частью работы выставки станет первая международная конференция "Импрессионизм в авангарде". В течение двух дней, 7 и 8 июня, в пространстве Музея специалисты со всего мира обсудят влияние импрессионизма и постимпрессионизма на мастеров русского авангарда, его освоение и отражение в русском искусстве как в период, предшествующий радикальным авангардным экспериментам начала XX века, так и во время формирования советского модернизма в 20-30-е годы. Посещение выступлений спикеров и круглых столов будет доступно как для профессионального сообщества, так и для гостей Музея по предварительной регистрации. В тематических секциях выступят: - Элисон Хилтон, профессор истории искусства Университета Джорджтаун в Вашингтоне. Автор работы "The Impressionist vision in Russia and Eastern Europe"; - Наталья Мюррей, искусствовед, куратор, профессор Института искусства Курто в Лондоне. Куратор выставки "Революция: русское искусство 1917-1932 годов" в Королевской академии художеств в Лондоне; - Джон Боулт, искусствовед, создатель и директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии. Автор книг "Амазонки авангарда", "Филонов. Аналитическое искусство", "Многогранный мир Кандинского"; - Ирина Карасик, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея. Автор книги "Приключения "Черного квадрата""; - Занфира Девятьярова, главный научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и автор-составитель научного каталога его живописной коллекции; - Ирина Вакар, старший научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи. Автор книг "Казимир Малевич. Черный квадрат", "Борис Григорьев" (каталог персональной выставки); - Елена Якимович, историк фотографии и куратор. Модераторами обсуждений выступят: - Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге; - Константин Плотников, искусствовед, кандидат филологических наук. В рамках параллельной программы конференции британский арт-дилер и галерист Джеймс Баттервик прочтет лекцию о подделках в русском авангарде. ___ К выставке будет издан иллюстрированный каталог, где будут представлены не только импрессионистические работы мастеров русского авангарда, но и ранее не публиковавшиеся тексты авангардистов. Для каталога напишут статьи ведущие российские искусствоведы: знаток русского авангарда, куратор Андрей Сарабьянов и профессор Академии художеств, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков. Лучшие издания по теме: 1. Дмитрий Сарабьянов. "Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях" 2. Энциклопедия русского авангарда / сост. Василий Ракитин, Андрей Сарабьянов 3. Ирина Вакар, Татьяна Михиенко. "Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма, документы, воспоминания. Критика" 4. Поль Сезанн и русский авангард начала XX века / под ред. Альберта Костеневича 5. Бенедикт Лифшиц. "Полутораглазый стрелец" 6. Василий Каменский. "Путь энтузиаста" 7. Николай Пунин. "Русское и советское искусство" 8. Илья Дороченков. Лекционный курс "Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России". Arzamas www.museum.ru/N69916 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |