МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись» в Коломенском

c 24 мая по 9 сентября 2018Москва
К 170-летнему юбилею промысла

24 мая 2018 года в Коломенском в выставочном зале «Подклет Дворца царя Алексея Михайловича» откроется выставка «Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись».

Городецкая роспись по дереву – один из самых знаменитых народных художественных промыслов России, самобытность которого основана на приверженности древним традициям и ярком, радостном восприятии жизни. «Городецкая» – это привычное сегодня название роспись получила только в 1930-е годы. Она зародилась не в самом старинном и патриархальном городе Городце, а в небольших селениях, расположенных в нескольких километрах от него, на берегах впадающей в Волгу живописной речки Узолы.

Своеобразие этого народного искусства тесно связано с жизненным укладом, историей и культурой Нижегородского Заволжья. В прошлом важный административный и военный центр на окраине Владимиро-Суздальской земли к XVIII веку Городец стал активным участником волжской торговли и центром старообрядчества.

Богатое резное узорчье, иконопись, лубок оказали существенное влияние на развитие промысла. Ко второй половине XIX столетия городецкая роспись сложилась как оригинальная живописная система и предназначалась главным образом для украшения прялок, в частности прялочных донцев.

Первоначально встречались только резные донца, затем мастера перешли на донца с резьбой и инкрустацией мореным дубом, чуть позже появились резные донца с покраской, и наконец, расписные. Несмотря на локальный характер распространения, уже к концу XIX века отдельные произведения городецких мастеров оказались в музейных и частных коллекциях, а к 1920-м годам эта роспись получила высокую оценку как уникальное художественное явление. С течением времени ассортимент расширился за счет бытовых предметов, игрушек, детской мебели, декоративных панно и прочих изделий.

Выставка, подготовленная к 170-летию промысла, знакомит зрителей с его историей, художественными особенностями, искусством наиболее талантливых мастеров. Разделы выставки рассказывают об этапах становления промысла, об эволюции стиля, о творческих поисках городецких художников. В залах представлены работы современных мастеров, с успехом продолжающих традиции городецкой росписи.

Городецкая роспись хорошо известна и любима многими поколениями жителей нашей страны. Известна она и за рубежом. Более 30 выставок городецких шедевров прошло за границей – во Франции, Чехии, Болгарии, Германии, Швеции, Норвегии, Ливане, Греции, Канаде, Голландии, Бельгии, Италии, Японии, Китае, Англии и других странах. Однако, что удивительно, ни разу не было организовано персональной выставки городецкой росписи в Москве.

Выставка «Чудо-чудное, диво-дивное» в Московском государственном объединенном музее-заповеднике исправляет эту историческую несправедливость. Многие музеи нашей страны, хранящие в своих собраниях произведения этого удивительного вида искусства, являются участниками этого выставочного проекта – Государственный Исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Новгородский музей-заповедник, Городецкий историко-художественный комплекс, Нижегородский государственный художественный музей и, конечно, фабрика «Городецкая роспись».

На выставке представлено более 400 экспонатов. Самый ранний относится к XVIII веку, самый поздний экспонат сделан специально для выставки в 2018 году.

Ранние городецкие донца – это подлинные произведения искусства. Они выполнены в сложной, единственной в своем роде технике инкрустации мореным дубом. Трудоемкость процесса и в самой добыче мореного дуба, и в твердости материала, и в его необычной цветовой гамме. Несмотря на это, старым мастерам удавалось выполнять из этого материала не просто узоры, а целые картины, наполненные смыслом и символами.

Одними из первых на уникальность городецкой росписи обратили внимание участники «Абрамцевского кружка», в их коллекции оказались ранние предметы – солонки, мочесники (небольшие коробочки из древесного луба, предназначенные для хранения пряжи и ниток), короба. Эти предметы также экспонируются на выставке.

С Городецкой землей связаны имена Александра Невского, Андрея Боголюбского, Кузьмы Минина, поэтому множество сюжетов городецкой росписи посвящены героям славной русской истории. На городецких панно «оживают» Петр I и князь Олег со своей дружиной. Конечно же, на панно отражен великий подвиг Минина и Пожарского.

Одним из самых уникальных экспонатов выставки является шкаф с росписью и резьбой, где буквально каждый сантиметр повествует о страницах истории Российского государства. Шкаф сделан городецким мастером Токаревым-Казариновым в 1913 году к 300-летию дома Романовых.

Учитывая мировую известность и популярность промысла, неудивительно, что произведения городецких мастеров можно встретить повсюду – от известных парижских кафе до Кенсингтонгского дворца в Лондоне.

Выставка «Чудо-чудное, диво-дивное» входит в цикл проекта Московского государственного объединенного музея-заповедника «Национальное достояние», целью которого является сохранение, развитие и возрождение народных художественных промыслов и ремесел. Надеемся, что выставка внесет свой вклад в дело продолжения славных российских традиций.

www.museum.ru/N69940
Ваше мнение »»

»»Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское – Измайлово"
Адрес:город Москва, проспект Андропова, д. 39
Телефоны:(499) 782 89 17, 782 89 21 (спр.)
URL:mgomz.ru
EMail:info@mgomz.ru, mgomz@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 24.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru