МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера

c 25 сентября 2018 по 13 января 2019Москва
Даты проведения: 25 сентября 2018 - 13 января 2019

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина

Кураторы выставки: Сильви Бюиссон (Париж), Алексей Петухов (старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку ""Парижские вечера'' баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера", которая расскажет о салоне баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа времен расцвета авангарда. На выставке будут представлены ранее неизвестные документы и материалы из частного архива французских наследников баронессы - семейства Руссо, - наравне с произведениями из крупнейших французских музеев искусства ХХ века - Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, а также Художественного музея Атенеум (Хельсинки), музея Пти-Пале (Женева) и Национальной библиотеки Франции. Зрители увидят около 30 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна.

Центральной темой выставки станет салон баронессы Эттинген - одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве - художников, литераторов, критиков и музыкантов. Урожденная польская аристократка Елена Миончинская, в замужестве баронесса Эттинген, прибыла в Париж вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником Сергеем Ястребцовым, в 1910-е годы принявшим псевдоним Серж Фера. Страсть к новому искусству, накал творческой энергии, постоянные яркие инициативы, нередко принимавшие форму романтических связей, сделали баронессу Эттинген и Сержа Фера одними из основных фигур творческой жизни того времени.

Их апартаменты на бульваре Распай на Монпарнасе, декорированные африканской скульптурой (Эттинген и Фера были одними из первых, кто оценил эти необычные предметы коллекционирования), были привлекательны для талантов, творивших во всех видах искусства. За долгие годы баронесса Эттинген и Серж Фера сумели придать импульс десяткам авангардных проектов и на равных участвовать в них: в их "ближнем круге" были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты "Золотого сечения" и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто. Именно Эттинген и Фера одними из первых открыли художника Анри Руссо и начали собирать его картины.

Отдельная часть выставки посвящена Эттинген и Фера в роли покровителей авангарда. В 1910-е годы в салоне баронессы встречались и обменивались идеями Жан Метсенже, Робер Делоне, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, взаимно обогащая художественные методы друг друга. Композиции самого Сержа Фера по своей экспрессии не уступают хрестоматийным образцам кубизма. Возлюбленный баронессы, художник из Финляндии Леопольд Сюрваж, стал одним из первооткрывателей абстрактного искусства.

Специальный раздел экспозиции расскажет о литераторах. Поэты и писатели пользовались особым расположением баронессы. В ее доме звучали стихи Аполлинера, Кокто, Макса Жакоба, Андре Сальмона. Легендарным стал журнал "Парижские вечера" (Soirées de Paris), который Эттинген и Фера в 1913 году "подарили" своему другу Гийому Аполлинеру. В издании печатались авангардные поэты и публиковались статьи о самых интересных художниках.

1917 год стал временем новаторских театральных проектов в Париже. Наряду с "Парадом" в декорациях Пикассо, таким прорывом стала и оформленная Сержем Фера пьеса Аполлинера "Груди Тиресия", названная авторами "сюрреалистической" - это знаменитое слово прозвучало тогда впервые.

Революция в России лишила Эттинген и Фера доходов, превратила их из щедрых меценатов в неутомимых авторов все новых творческих инициатив. Баронесса писала стихи и публиковалась, общалась и сотрудничала с музыкантами знаменитой французской "Шестерки" и художниками Парижской школы. Ее опыты 1920-х в моде и дизайне, пронизанные эстетикой ар-деко, перекликаются с работами знаменитой современницы Сони Делоне. В свою очередь, Серж Фера в межвоенное двадцатилетие прославился своими театральными проектами и философскими композициями с арлекинами, которыми вдохновенно восхищался Кокто. Дожив до преклонных лет, Фера остался хранителем памяти о временах становления авангарда, тщательно сохранив архив баронессы Эттинген.

Сильви Бюиссон, куратор выставки (Париж):

Благодаря выбору работ выставка отражает новый дух, вдохновленный "Парижскими вечерами". Этот дух определил тенденцию художественной жизни Монмартра и Монпарнаса и увлек за собой всю артистическую молодежь мира, которая прибывала из Европы (Италии, Испании), Америки, а также с Востока. Именно из этого постоянного движения увлеченных критиков и рождаются кубизм, орфизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм - авангардные движения, которые укрепляют статус Парижа как мировой столицы искусств.

Алексей Петухов, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков:

Мы поставили перед собой задачу на этой выставке воссоздать живую и насыщенную атмосферу парижской жизни баронессы Эттинген 1900-х - 1950-х годов. Биография героини здесь выходит на первый план. Изучение ее жизни не менее важно, чем исследование образов и символов в искусстве. Баронесса Эттинген выступала не только в роли музы художников, но и была соавтором, организовывала выставки, покупала работы. На примере этой неординарной и очень яркой личности можно увидеть процесс эмансипации в начале XX века, личного поиска свободы и освобождения искусства.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Выставка ""Парижские вечера'' баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера" - второй проект в выставочном сезоне, который мы для себя назвали "осенью Пикассо". Пикассо является одним из героев выставки. Однако центральное место здесь принадлежит баронессе Эттинген, уникальной женщине, которой удалось сконцентрировать вокруг себя весь цвет парижского авангарда начала XX века. Это чрезвычайная удача для музея получить возможность показать архив баронессы, который ранее никогда не выставлялся, и рассказать широкой публике загадочную и незаурядную историю ее жизни.

Образовательная программа к выставке состоит из двух частей. Одна из них пройдет в рамках масштабного образовательного цикла "Осень Пикассо", объединяющего три проекта - выставки "Анатомия кубизма", ""Парижские вечера'' баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера" и "Пикассо & Хохлова". Другая - включает авторскую программу лекций, составленную куратором выставки Алексеем Петуховым. Также специально к выставке отдел инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина подготовил серию мероприятий для людей с особыми потребностями

www.museum.ru/N70910
Ваше мнение »»

»»Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков
Адрес:город Москва, Волхонка, 14
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая"
Телефоны:(495) 697-15-46, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@artsmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru