МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития

23 январяМосква
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

НИИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

ОТДЕЛ ДРЕВНЕРУССКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

Cеминар "Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития"

23 января (среда) 2019 г. 15:00-16:00

Докладчики

Маслов Константин Ильич

Смирнов Юрий Вячеславович (Российский Новый Университет. Институт информационных систем и компьютерных технологий)

Семинар состоится в 8-ой аудитории НИИ Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21 (м. Кропоткинская или Парк культуры), телефон для справок 8- 985- 980- 85-48.

Вход свободный, без предварительной регистрации

Подробнее

Неразрушающие методы являются неотъемлемым элементом технологического исследования произведений искусства. Первые опыты изучения живописи в свете люминесценции, возбужденной ультрафиолетовым излучением и отраженном инфракрасном свете восходят к концу 1920-х – началу 1930-х годов - к работам фотоаналитической лаборатории Института археологической технологии в Ленинграде и физико-технологической лаборатории ЦГРМ (Центральных Государственных реставрационных мастерских) в Москве. Позже, после Великой Отечественной войны, вероятно, в 1950-е годы, нашел применение также метод исследования живописи в отраженном ультрафиолетовом свете, а в 1970-е – в свете инфракрасной люминесценции.

До 1960-го года в качестве детектора инфракрасного и ультрафиолетового излучений использовалась исключительно фотопленка, что было, однако, крайне неудобно, так как исследователям приходилось работать вслепую. В 1960-е годы этот технологический недостаток был преодолен посредством использования электронно-оптических преобразователей, ЭОП. Позже, в 1970-х годах, для исследования живописи в отраженном инфракрасном свете был разработан метод инфракрасной рефлектографии, основанный на применении замкнутых телевизионных систем.

С 1960-х годов неразрушающие методы используются для технологического исследования не только станковой, но и настенной живописи. Первым подобным исследованием стало исследование В.В. Филатова в 1964 году росписей Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. С 1966 года, в течении двух десятилетий, исследования фресок грузинских храмов с использованием различных неразрушающих методов, включая метод электроноэмиссионной рентгенографии, проводил сотрудник Института истории искусства Грузинской ССР И.Н. Гильгендорф. В 1970-х-1980-х годах большая работа по исследованию стенописей храмов Новгорода Великого была выполнена зав. Лабораторией физико-химических исследований ВЦНИЛКР Ю.И. Гренбергом. Им же были написаны разделы, посвященные неразрушающим методам, в изданных в 1976 и 1987 годах учебных пособиях для студентов художественных учебных заведений.

Зимой 1971-1972 года в Венеции, в церкви Григория Великого, для выявления участков, на которых наблюдалось отставание красочного слоя от штукатурной основы, был использован лазер, источник когерентного излучения. Эта работа открыла новый этап в развитии неразрушающих методов, характеризующихся существенно большими исследовательскими возможностями, чем методы 1960-1970-х годов. Сегодня разрабатываются технологии, основанные на использовании лазерной техники, цифровых технологий и методов спектрального анализа, которые позволят, как уверены исследователи, определять природу материалов и внутреннюю структуру настенных росписей, особенности их разрушений, а также осуществлять мониторинг их состояния. Среди наиболее перспективных современных технологий следует назвать технологии лазерного 3D сканирования, построения гиперспектральных флуоресцентных изображений исследуемых росписей и зондирования электромагнитными волнами терагерцевого диапазона; последняя технология может быть с успехом применена не только для изучения настенной живописи, но и станковой. Следует, вместе с тем, заметить, что, хотя эффективность этих технологий в результате ряда работ вполне убедительно доказана, остается пока неясным в какой степени они смогут заменить исследования, требующие отбора проб.

www.museum.ru/N71890
Ваше мнение »»

»»НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, д. 21
Телефоны:(495) 637-4291
EMail:nii-arts@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: конференции, для профессионалов


 
новости и события: 22.10.2019
 x    ?  

Научная конференция «На просвет» во Всероссийском музее декоративного искусства

IV Международная научная конференция «Историческое оружие в музейных и частных собраниях»

Научно-практическая конференция «Фарфор: от автора к тиражу»

Круглый стол «”Новая классика”. Из опыта художественной практики современного декоративного искусства

Международная научная конференция «Классическая традиция в развитии: от античности до современности»

Научно-практическая конференция «Образовательные программы в сфере дизайна»

Круглый стол "Современное искусство обращается к классике: конформизм или апроприация?"

XXIX научная конференция «История и культура Ростовской земли»

Частный музей на карте региона. В рамках III Международного форума "Культура в действии"

Конференция «Павленковские чтения» о книжном деле в России в XIX– начале XX в.

Как хорошо уметь писать! XI фестиваль прозаиков и поэтов, пишущих для детей

Презентация образовательного проекта "Атом Воображения" в Третьяковской галерее

5-я конференция "Цифровой музей" в Экспоцентре, Москва

Семинар в Зоологическом музее Зоологического института Российской Академии наук

"Музей. Сила места": стали известны победители конкурса проектов

Заочный курс профессиональной переподготовки для музейных работников

Нерадовские чтения в Русском музее

Цикл лекций «Страницы истории мирового искусства. От Возрождения до начала XX века»

Цикл мастер-классов от искусствоведов НИИ РАХ

XII Татищевские чтения в Екатеринбурге

41-е Международные научные чтения "Н.Г.Чернышевский и его эпоха" в Саратове

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Научная конференция "История страны в судьбах узников соловецких лагерей"

Пленэр памяти С.Ю. Жуковского в музее-усадьбе "Архангельское

Объявлен старт на лучшие эскизные проекты арт-объектов «Планета Орлова»

Круглый стол, посвященный 90-летию выдающегося отечественного археолога Виктора Ивановича Сарианиди

Конференция «История науки и техники. Музейное дело» 2019

Всероссийская конференция "Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций - 2019"

Открыт прием заявок на грантовый конкурс Фонда В.Потанина "Музейный десант"

Конференция «Николай Васильевич Глоба и российское художественно-промышленное образование»

XLIV Международные чтения «Достоевский и мировая культура»

XХV Царскосельская научная конференция «Сады и парки. Энциклопедия стиля»

Чтения памяти И.И. Кузнецова (1863–1923) в Покровском соборе

Седьмая Межрегиональная конференция «Самарский край в истории России»

Конференция «Россия – Восток: искусство, философия, культура»

Ежегодная научная конференция «Наука в вузовском музее»

XVIII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Этнос и конфессия»

Международная научная конференция «Азак и мир вокруг него»

Конференция "Русская художественная культура XVIII века: цитаты, реплики, образцы"

Научная конференция "Символы и аллегории"

Научная конференция "Тема смерти и бессмертия в изобразительном искусстве Нового и новейшего времени"

Конференция "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации" в Новокузнецке

Всероссийская молодежная конференция "Коллоквиум молодых реставраторов ResCon-2019" в Казани

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru