МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Монолог о раковине» в Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг»

c 27 апреля по 26 сентября 2019Санкт-Петербург
27 апреля 2019 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» начнет работу выставка «Монолог о раковине». Более 150 произведений, охватывающих временной период с глубокой древности (первая половина IV тыс. до н.э) до наших дней из коллекции Государственного Эрмитажа, рассказывают о раковине - одном из красивейших созданий природы, и о том как в руках искусных мастеров она превращается в произведение искусства.

Раковины с древних времен играли важную роль для человека – в быту, религии, обрядах. Коллекция Эрмитажа позволяет увидеть раковину в разных ее ипостасях – в качестве талисмана, оберега, украшения стола и просто ценного материала для ювелиров, резчиков камней.

Самые ранние из экспонатов, датируемые первой половиной IV тысячелетия до н.э., служили статусными украшениями и оберегами. С развитием религиозных представлений раковины стали наделяться определенным символическим смыслом, в чем-то единым у разных народов и религий, и в то же время в чем-то существенно отличающимся. Единство обусловлено местом обитания раковин и их формой – символом водной стихии, женственности. Кроме того в разные времена и у разных народов раковины использовались в качестве денежного эквивалента, так, например, в странах Африки «ракушечные деньги» имели хождение почти до XX века.

В качестве художественного материала раковины применяли в глубокой древности, но наиболее ранние сохранившиеся изделия относятся к Средним векам. Средневековье оставило доказательство подобной художественной практики в виде предметов религиозного культа, среди них перламутровые образки, резные крестики, детали реликвариев, иконки. К подобным произведениям относится перламутровый образок-камея «Ангел с платом Вероники» (конец XV в., Нидерланды). В эпоху Возрождения в разных странах Европы мастера создавали великолепные камеи и кубки со сложными рельефными композициями, выявляя многослойность материала и его цветовую гамму. Свидетельством высокого мастерства резчиков служит камея «Геркулес и Антей» (ок.1526г.), созданная Людвигом Кругом, известным нюрнбергским ювелиром, работавшим с Альбрехтом Дюрером. Замечательным произведением является камея «Марс и Венера», созданная по мотивам рисунка Россо Фиорентино (1494-1540), итальянского живописца, работавшего в Париже при дворе Франциска I. Анонимный резчик мастерски передает изысканную утонченность композиции оригинала, выполненного в стиле маньеризма.

С XVI века привозимые из южных морей наутилусы и раковины турбо очищали до перламутрового слоя, и ювелиры помещали их в драгоценные оправы. Эти высоко ценимые изделия украшали королевские и царские сокровищницы, кабинеты и кунсткамеры любителей редкостей. На выставке представлены великолепные работы мастеров крупнейших центров ювелирного дела – Нюрнберга, Аугсбурга, Амстердама. Для создания оправ изделий мастера обращались к мифологическим сюжетам, связанным с морской стихией. Раковины каури, тридакны, турбо привлекали ювелиров богатством и изысканностью цветовой гаммы, приятной тактильностью. Из них создавали чаши, табакерки, пороховницы, разного рода коробочки. Раковины рог тритона, турбинела рапа во многих странах использовались в качестве музыкальных ритуальных инструментов, сигнальных труб, охотничьих рожков. Пластичная и красивая форма раковины давала большие возможности для интерпретации ее при создании кубков, фонтанов, настольных украшений.

В конце XVII и особенно в XVIII столетии, кода раковина становится одним из основных мотивов стиля рококо, раковины турбо и каури широко использовались для создания чаш, пороховниц, табакерок (Пороховница, Россия, Оружейная палата Московского кремля середина-втора половина XVII в.; Чаша с портретом Яна Собеского, Польша, конец XVII в.; Пороховница, Турция, конец XVII в.; Табакерка, Германия конец XVII – начало XVIII вв.). Интересна группа табакерок из раковин тигриной каури, с композициями по мотивам французских гравюр. Оправы для них были сделаны в России, некоторые выполнены мастерами черневого дела Устюга Великого.

Очень мало сведений сохранилось о резчиках по раковинам. В историю вошла одна из известнейших фамилий – это голландская семья Беллекинов (Bellekin, Belkin, Belequin). На выставке демонстрируется кубок-наутилус (1660-е гг.), исполненный самым знаменитым представителем этой династии Корнелисом ван Беллекином.

Значительный раздел выставки посвящен экспонатам, выполненным из различных материалов в форме раковин и с их изображением. Наиболее ранние из представленных вещей относятся к античным временам. Тонко проработана чеканкой золотая заколка в виде раковины морского гребешка, найденная в Пантикапее. В более поздние времена во всех европейских ювелирных центрах изготавливались кубки, фонтаны, чаши, солонки, корпусы которых имитировали раковины и служили украшением столов. Одним из ярких образцов подобных настольных украшений является фонтан, созданный в 1645–1650 гг. крупным аугсбургским серебряником Мельхиором I Гельбом.

Современные мастера также обращаются к раковине, видя в ней изысканный материал для создания художественных образов, или воспроизводя ее в разных материалах.

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк). Автор концепции и куратор выставки ? Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

К выставке издательством «Славия» выпущен научный иллюстрированный каталог. Автор вступительной статьи Марина Николаевна Лопато.

Адрес: Ленинградская область, г. Выборг ул. Ладанова, д.1. Тел. (81378) 2-72-82

http://erm.vbgcity.ru/

www.museum.ru/N72739
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru