МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Новые выставки в филиале Русского музея в Малаге, Испания

c 27 сентября 2019 по 27 февраля 2020Санкт-Петербург
27 сентября в филиале Русского музея в Центре искусств «Табакалера» (Малага) открываются две новые выставки.

В этом году исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося деятеля русской культуры Николая Константиновича Рериха (1874-1947) - художника, писателя, философа, путешественника, археолога. На выставке «Николай Рерих. В поисках Шамбалы» будут представлены 74 произведения искусства из собрания Русского музея: это и картины так называемого «русского периода» творчества Рериха, и станковые полотна и натурные этюды индийского периода жизни мастера 1930-х-1940-х.

Николай Рерих - фигура мирового масштаба. Его именем названо около 80 обществ в Европе, Америке, Азии. Рерих инициировал специальное воззвание к мировому сообществу, известное под названием ?Пакт Рериха? (1935) - первый в истории международный договор о защите культурного наследия. Роль Рериха - общественного деятеля огромна, но прежде всего он был художником.

Воспитанник Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, Рерих с детства интересовался всем, что имело отношение к Древней Руси: участвовал в раскопках курганов, слушал старинные легенды, изучал летописи и книги. Мир славянской Руси в ранних произведениях художника раскрывается в яркой и образной форме, где важна и историческая достоверность, и былинный дух, дающие представление об эпохе ("Зловещие", "Иноземные гости", обе - 1901). Сложными символическими метафорами, свойственными картинам "Идолы" (1901) и "Заклятие земное" (1907), пронизано все творчество Рериха, независимо от тем и жанров его произведений.

В 1910-м Рерих создал цикл декоративных панно, названный им "Богатырский фриз", украсивший интерьер частного дома состоятельного жителя Петербурга Филадельфа Бажанова. Главными персонажами картин стали герои русских былин Микула Селянинович, Илья Муромец, Садко, изображенные не портретно, а обобщенно, в процессе деяний, их прославивших.

Как театральный художник, Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже, в частности, "Половецкий стан" для оперы А. Бородина "Князь Игорь" (1909). Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Г. Ибсена "Пер Гюнт" (1912, Московский художественный театр) и балету С. Стравинского "Весна священная" (1913), а художественное оформление оперы Н.Римского-Корсакова "Снегурочка" было с триумфом встречено в Чикаго.

Многие русские писатели, поэты, философы рубежа XIX-XX веков интересовались индийскими учениями о переселении душ, едином Боге для всех религий. Это вдохновляло представителей так называемого "русского космизма" (Николай Федоров, Владимир Соловьев, Константин Циолковский), Елену Блаватскую и др. Рерих знал труды перечисленных авторов, вместе с ними искал ответы на вечные вопросы бытия ("Веления неба", 1915) и мечтал о путешествии на Восток, которое вынужденно откладывал годами.

В результате революционных событий в России Рерих оказался за рубежом. После серии персональных выставок в разных странах мастеру благодаря помощи Рабиндраната Тагора удалось приехать в Индию в 1923-м. С 1925-го по 1928-й Рерих предпринял экспедицию по труднодоступным районам Индии, Монголии и Тибета. Как и представители русского космизма, он верил в Шамбалу - неземную цивилизацию, которая наблюдает за Землей, и для поддержания мира и порядка на Земле имеет своих представителей в разных странах. В поисках новой информации, в том числе и о Шамбале, экспедиции Рериха прошли сотни километров, а тема Шамбалы все глубже проникала в его творчество.

Живопись этих лет: пейзажи, изображающие ледники Каракорума, снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, Гималаи, горные озера - горы и холмы, небо и земля - величественны и прекрасны, наполнены земными и космическими энергиями. Рерих оставил удивительное живописное наследие, в котором отразились и его философия, и любовь к Востоку, и вера в высшие силы, защищающие людей.

Рерихом был основан Институт Гималайских исследований (название института - "Урусвати" - происходит от санскритского слова, означающего "Утренняя заря"), задуманный как научно-исследовательское учреждение по комплексному изучению собранных в экспедициях материалов. Часть живописных произведений этого периода была передана Русскому музею по завещанию художника в 1960-м году. Эти картины и этюды в большом объеме демонстрируются на выставке ("Эверест (Джомолунгма)", 1935 (6?); "Ступа. Ладак", 1937; "Чату-Гомпа. Тибет", 1940).

В 1930-1940-е художник практически не писал ничего другого, кроме гор. Исключение составили несколько картин на темы русской истории и мифологии ("Борис и Глеб" (1942), "Поход Игоря" (1942), "Единоборство Мстислава с Редедей" (1943)), написанные во время Второй мировой войны. Картина "Партизаны" (1943) создана на реальный сюжет из советской действительности, о которой художник мог знать только из газет, но Рерих всегда помнил о Родине, выписывал прессу, слушал радио, вел обширную переписку, публиковал очерки в поддержку родной страны.

Уже после победы Рерих написал символическое полотно "Помни!" (1947). В нем нет ничего, напоминающего о войне, но есть образы, возможно, связанные с Шамбалой: страной, которую искал Рерих, как и многие другие до и после него.

___

Вторая выставка носит название «Анна Ахматова. Поэзия и жизнь». Небольшая экспозиция включает в себя произведения живописи, графики, скульптуры, предметы мебели, фотографии из собрания Русского музея. Это портреты великой русской поэтессы и представителей ее окружения, созданные Натаном Альтманом, Кузьмой Петровым-Водкиным, Казимиром Малевичем и др.

Выставка входит в контекст темы, показываемой Русским музеем в Малаге в 2019-м и посвященной женщинам в России: в феврале там были открыты экспозиции "Святые, царицы, работницы. Образ женщины в русском искусстве", "Русские художницы. На перекрестке традиций и авангарда" и "Графика русских художниц из коллекции Кристины Гмуржинской".

Впервые выставка в филиале Русского музея в Малаге посвящается литератору. Выбор героини далеко не случаен. 11 июня 2019-го исполнилось 130 лет со дня рождения поэтессы. Жизнь Ахматовой прошла в эпоху трагических потрясений, в годы войн и революций. В ее судьбе и в судьбах людей, составлявших ее окружение, как в зеркале, отразились и судьбы русского искусства, и история России в ХХ веке.

Прижизненные портреты Анны Ахматовой сохраняют очарование ее непосредственного присутствия и позволяют воссоздать ее облик на разных этапах жизни. Они рассказывают о том, какой видели Ахматову современники.

Портрет Ахматовой, написанный Натаном Альтманом в 1914-м, запечатлел поэтессу в период взлета ее славы. Созданный им образ, утонченный и хрупкий, но в то же время полный внутренней силы, стал одним из символов Серебряного века с его культом эстетизма и артистической игры. Портрет Ахматовой, написанный Петровым-Водкиным в 1922-м, принадлежит уже другой эпохе, когда пестрый мир петербургской богемы был развеян войной и революцией Если Альтман в своей картине создал икону стиля, то Петров-Водкин лишил образ примет моды, стирая все случайные черты облика поэтессы. К трагическим для Ахматовой 1930-40-м годам, когда были арестованы члены ее семьи, а ее произведения не издавались, относится ее портрет, написанный Вениамином Белкиным. В период "оттепели", когда Ахматову вновь начали печатать, и вокруг нее сложился кружок молодых литераторов, облик постаревшей, но по-прежнему красивой и величественной наставницы юных дарований запечатлел в своем скульптурном портрете Илья Слоним.

Ахматова была не только поэтом, но и музой. Ее всегда окружали неординарные яркие личности. Среди них - великий поэт эпохи Серебряного века Николай Гумилев, композитор-авангардист Артур Лурье, искусствовед и критик Николай Пунин. Их портреты, созданные в 1900-е - 1930-е годы, также представлены на экспозиции.

Нерукотворным же памятником, который создала себе сама Ахматова, были ее стихи, вся ее жизнь. Она творила искусство и олицетворяла его.

Выставки продлятся до 27 февраля 2020 года.

www.museum.ru/N73903
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
URL:www.rusmuseum.ru
EMail:info@rusmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru