МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Тобой был так украшен свет» в Павловске

c 26 декабря 2019 по 29 марта 2020Санкт-Петербург
26 декабря в Музее костюма ГМЗ «Павловск» открывается выставка «Тобой был так украшен свет», посвященная гардеробу императрицы Марии Федоровны.

Впервые на выставке собраны практически все ее сохранившиеся наряды, которые сейчас входят в коллекции разных музеев – ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Гатчина», Государственного Эрмитажа и Музеев Московского Кремля. Коронационный костюм Марии Федоровны сейчас реставрируется, и на выставке можно увидеть его изображение на постере. Исторические платья требуют особых условий показа, определенного светового и температурно-влажностного режима; опасаясь за сохранность тканей, публике их демонстрируют редко. Эта выставка - большое событие для всех – и для музейного сообщества, и для знатоков костюма и ценителей моды.

«Платья в то время были чрезвычайно дороги: это настоящие произведения искусства, созданные из роскошных тканей, – говорит Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск». – Мы признательны нашим коллегам из других музеев, которые предоставили на выставку свои драгоценные экспонаты. Это знак высокого доверия и творческого сотрудничества».

От многочисленных нарядов хозяйки Павловска сохранилось лишь пятнадцать. Но это много, ведь по традиции платья из дорогих тканей отдавали в церкви и монастыри: их перешивали в облачения священников, использовали для украшения храмов. Знающая цену своим одеждам Мария Федоровна тоже хотела дать им вторую жизнь: в своем Духовном завещании она подробно расписала, какие платья кому должны достаться – дочерям, фрейлинам, опекаемым ею женским благотворительным институтам, церквям.

Собранные вместе платья императрицы дают представление едва ли не обо всех типах костюма того времени – парадном, домашнем, вояжном, визитном, бальном, орденском, а также о смене модных стилей и направлений в период 1780-1820-х годов. Сшитые по парижской моде одежды напоминают о счастливом Гран Туре в Европу «графов Северных» (под этим именем путешествовали Павел Петрович со своей супругой). В Париже королева Мария-Антуанетта познакомила Марию Федоровну со своей модисткой Роз Бертен, и та сшила для нее десятки обновок. Из Парижа они прибыли в нескольких сундуках. Но как раз в это время царствующая Екатерина II ввела в дворцовый этикет «русские» платья с откидными рукавами наподобие боярских нарядов допетровского времени, и французскими нарядами Мария Федоровна могла щеголять лишь в кругу семьи. Представленное на выставке «русское платье» Марии Федоровны из шерстяного крепа и шелка с декором серебряной нитью, фольгой, искусственным жемчугом, кружевами, вышивкой и аппликациями - выполнено в России. Но нередко такие стилизации под национальный костюм заказывались в Париже. В мастерской Роз Бертен была создана и кукла «Большая Пандора» (из ГМЗ «Гатчина») в костюме Начальницы Ордена Святой Великомученицы Екатерины. Само орденское платье для Марии Федоровны (из ГМЗ «Павловск») по этому образцу было изготовлено в России. Отметим, что сейчас «Пандоры» – большая музейная редкость. В XVIII столетии они играли роль глянцевых журналов и модных показов. Куклы, облаченные в новое платье, создавались в Париже и рассылались по всей Европе. Стоили они очень дорого, заказать «Пандору» как эталонную модель могли лишь самые состоятельные дамы.

Еще один редкий предмет из гардероба XVIII века – фижмы: эту ярусную конструкцию из китового уса носили для поддержания пышности юбок, ширина которых по подолу могла достигать четырех метров. В соответствии с модой эпохи рококо Марии Федоровне довелось носить юбки на фижмах: по контрасту с плотно затянутым корсетом лифом они создавали эффект осиной талии. На смену рококо пришел классицизм с ампирным силуэтом – коротким облегающим лифом, высокой линией талии, расширенной к низу юбкой. Яркий пример такого кроя – платье из зеленого атласа и бархата цвета беж, в котором Мария Федоровна была накануне кончины Павла I. В начале XIX века в моду вошли платья из тонких тканей, напоминающие античные хитоны и туники. Силуэт 1820-х годов более четкий: высокая ампирная линия сочеталась с расширенной к низу юбкой в форме колокола. Нередко линию талии подчеркивал широкий пояс с застежкой на спине, украшенный бантом.

Как правило, для каждого платья Марии Федоровны был свой комплект аксессуаров – головной убор, боа, перчатки, веер. Сохранилось далеко не все. На выставке, в частности, представлены шляпа с пером страуса и расписной веер из слоновой кости, которые полагались к парадному платью из белого муара с золотым шитьем.

Мемориальные вещи соседствуют с живописными полотнами и миниатюрами, на которых изображена Мария Федоровна в платьях, скроенных подобно тем, что представлены на экспозиции. Выставка помогает представить, какой была хозяйка Павловска. Это самое красивое событие, которым музей-заповедник завершает год 260-летия со дня ее рождения.

www.museum.ru/N74766
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник "Павловск"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 452-1536, 452-1214 (отд.культурных программ)
URL:pavlovskmuseum.ru/
EMail:palace@pavlovskmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: мемориальные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru