МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации

c 22 февраля по 19 апреля 2020Санкт-Петербург
22 февраля 2020 года в Западине Восточной галереи Зимнего дворца начинает работу выставка «Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации». В ее составе всего восемь вещей, среди которых уникальные экземпляры кабинетной скульптуры, созданные выдающимся российским скульптором Петром Карловичем Клодтом. Центральными экспонатами станут две ранние работы мастера - фигуры лошадей из тонированного гипса, исполненные по заказу императора Николая I и представленные на выставке после реставрации.

Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург (1805-1867) - один из основателей анималистического жанра в русской скульптуре, крупнейший мастер монументальной анималистической скульптуры в России первой половины XIX века, Академик и заслуженный профессор Императорской Академии художеств.

Петр Клодт родился в Санкт-Петербурге в семье генерал-майора и по семейной традиции должен был стать военным. В чине прапорщика закончил Артиллерийское училище, но решив посвятить себя скульптуре, а не военному делу, в 1830 году поступил вольнослушателем в Академию художеств, где стал учеником заведующего Литейным домом Академии В.П. Екимова. Первым крупным произведением молодого мастера (вместе со скульпторами С.С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским), получившим высокую оценку, стала монументальная скульптурная группа из шести коней, впряжённых в колесницу Славы (1831), для оформления арки Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. Благодаря высокой дисциплине и умению оперативно выполнять ответственные государственные заказы Клодт вскоре снискал симпатию императора Николая I. Европейскую известность Клодту принёс ансамбль «Укротители коней» из четырёх скульптурных групп для Аничкова моста в Санкт-Петербурге.

Произведения малых скульптурных форм, в отличие от масштабных памятников, созданных П.К. Клодтом, мало знакомы широкому зрителю. До наших дней дошло всего три авторские работы из раскрашенного гипса, две из которых находятся в собрании Государственного Эрмитажа - это уникальные скульптурные изображения лошадей Императорской придворной конюшни - Английской фермерской и Мидлетона. В моделях мастер тщательно выверил каждую деталь и учел все отличительные особенности экстерьера: форму головы, характерную линию спины и постановку ног. Во время работы над статуэтками Петр Клодт использовал свои авторские методики: для придания блеска шкуре Мидлетона - подложку из золотой краски, для грив и хвостов - окрашенные в нужные тона льняные волокна, для передачи грунта под ногами коней настоящий песок. Не смотря на то, что размеры скульптур чуть больше тридцати сантиметров, они выглядят очень реалистично.

Реставрация экспонируемых памятников продолжалась в течение пяти лет и завершилась в 2018 году. На момент передачи в Лабораторию научной реставрации скульптуры и цветного камня туловища лошадей были подвижны на проволочных каркасах; отсутствовали многочисленные гипсовые фрагменты, повреждены красочные слои, наблюдались осыпи и утраты. Особенно пострадала Английская фермерская: большое число фрагментов было утрачено, туловище лошади не соединялось с ногами, а механически удерживалось вмонтированным каркасом. Скульптура Мидлетон несмотря на меньший объем утрат, также имела серьезные повреждения: смещения фрагментов, выкрошки гипса между деталями, искривления опорных каркасов. В процессе реставрации было проведено комплексное изучение памятников, позволившее установить применение металлических частиц (в частности, золотого порошка) для тонирования поверхности, использование окрашенного льна для имитации конского волоса, а также уточнить технику изготовления глаз скульптур и декоративного покрытия подставок. Сложные и длительные работы по склейке, укреплению фрагментов скульптур и восполнению утрат возвратили памятникам целостность и экспозиционный вид.

На выставке можно увидеть кабинетную скульптуру, исполненную Клодтом в бронзе, - Кавалергард Ян Стриевский из подшефного полка императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; интересно, что моделью для лошади этой статуэтки послужил все тот же английский жеребец Мидлетон.

Ряд экспонатов связан с последней крупной работой Петра Клодта - уникальным конным монументом императору Николаю I на Исаакиевской площади (1856-1859) в Санкт-Петербурге (конная статуя имеет только две точки опоры без какой-либо искусственной подпорки). На выставке экспонируются посмертная маска, снятая мастером с головы покойного императора; литографии Василия Тимма – «Посещение императором Александром II мастерской Клодта при исполнении памятника императору Николаю I» (1857), «Пять изображений, посвященных памятнику Николаю I в Петербурге: портреты скульпторов, участвовавших в сооружении памятника: Н.А. Рамазанов; Барон П.К. Клодт фон Юргенсбург; Р. Залеман; барельефы, украшающие памятник: Николай I на Сенной площади в Петербурге во время холеры 1831 года; Николай I передает наследника Лейб-Гвардии Саперному батальону на дворе Зимнего дворца 14 декабря 1825 года» (1859).

К выставке выпущен научный каталог «Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации», Издательство Государственного Эрмитажа, 2020. Авторы статей каталога: Л.И. Шатилова - «Работы барона Клодта, исполненные по Высочайшему повелению»; А.М. Богданова, К.Б. Калинина, А.А. Новиков – «Гипсовые скульптуры лошадей П.К. Клодта. Исследования и реставрация».

Реставрация скульптурных произведений проведена в Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа (Заведующая Светлана Леонидовна Петрова) Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (Заведующая Татьяна Александровна Баранова). Художники-реставраторы: Александра Михайловна Богданова и Андрей Александрович Новиков.

Технико-технологические исследования выполнили сотрудники Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий Виктор Анатольевич Коробов) Отдела научной реставрации и консервации и Отдела научно-технологической экспертизы (Заведующий Александр Иосифович Косолапов) Государственного Эрмитажа.

Кураторы выставки Людмила Ивановна Шатилова, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк), Александра Михайловна Богданова, художник-реставратор.

www.museum.ru/N75125
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru