МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Никоновы. Три художника» в Новой Третьяковке

c 23 сентября по 8 ноября 2020Москва
НИКОНОВЫ. Три художника

Состав выставки: более 100 живописных и более 30 графических работ

Куратор: Анна Дьяконицына

Рабочая группа: Наталия Александрова, Анна Маполис

Третьяковская галерея представляет новый выставочный проект, который знакомит с творчеством трех живописцев разных поколений одной семьи. Центральная фигура проекта - Павел Фёдорович Никонов (род. 1930) - один из главных художников периода оттепели, который более 60 лет является активным участником современного художественного процесса и входит в число основоположников "сурового стиля". Выставка в Третьяковской галерее приурочена к 90-летию Павла Никонова и презентует ретроспективу не только его собственного творчества, но и старшего брата художника - Михаила Фёдоровича Никонова (1928-2010), также принадлежавшего к легендарной когорте шестидесятников, и дочери - Виктории Павловне Никоновой (1968-2008), представительницы генерации живописцев переломных 1990-х годов.

Выставка "Никоновы. Три художника" позволяет увидеть сквозь призму творчества трех мастеров широкий спектр явлений в отечественной живописи второй половины ХХ - начала XXI века и в этом качестве по масштабу охвата художественных тенденций превосходит привычный формат выставки творческой династии. Из суммы индивидуальных поисков складывается широкий контекст времени - от явлений, уже принадлежащих истории, до сегодняшнего дня.

Центральная фигура проекта - Павел Фёдорович Никонов (род. 1930), народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России. Павел Никонов, которому в мае 2020 года исполнилось 90 лет, - активный участник культурных событий эпохи оттепели. Он стал одним из мастеров, с чьим именем в 1960-е годы было связано обновление живописного языка, положившее начало "суровому стилю". Более 60 лет Павел Никонов непрерывно участвует в современном художественном процессе. На выставке показаны как ранние произведения живописца, например "Рыбаки" (1959, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки), так и ставшая классикой ХХ века картина "Геологи" (1962) из постоянной экспозиции Государственной Третьяковский галереи. Впервые широкому зрителю будет представлено масштабное полотно "Мясо" (1960-1961, собрание Рэймонда и Сюзан Джонсон, США), которое относится к этому же времени. Период, связанный с приобретением старого дома в деревне Алексино близ города Калязин, в творчестве художника отмечен синтезом натурных впечатлений и живописной традиции отечественного и мирового искусства ХХ века. Работы последних десятилетий, написанные свободной кистью, представляют Павла Никонова как оригинального художника-экспрессиониста, работающего в рамках фигуративной традиции. Острое переживание событий, сливающихся в поток жизни, - именно этим наполнено искусство мастера, наделенного исключительным творческим долголетием.

Старший брат Павла, Михаил Никонов, не столь известный в наши дни, в свое время был одним из лидеров поколения. Он был разносторонне одарен от природы: прекрасно рисовал и обладал музыкальными способностями. Еще во время учебы Михаил Никонов проявил себя как талантливый рисовальщик. Его произведения были отобраны для методического кабинета Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова в качестве образцов. Михаил Никонов прекрасно зарекомендовал себя и среди профессионалов-художников во время поездок на Академическую дачу имени И.Е. Репина, где он активно работал во второй половине 1950-х годов и где познакомился со своей будущей женой. В этот период в его искусстве произошел перелом, отчетливо заметный в стилистике произведений: этот рубеж прослеживается, с одной стороны, в "Портрете отца" (середина 1950-х годов), а с другой - в серии портретов жены и этюдах, созданных начиная с 1958 года. Интересно сравнить до чрезвычайности близкий к натуре "Портрет отца", исполненный в традиционной технике многослойной лессировочной живописи, с позднейшими интерпретациями его образа в работах младшего брата - Павла Никонова, и такая уникальная возможность будет у посетителей выставки. В своем творчестве Михаил Никонов пытался пересмотреть традиционные устои живописца. Его работы отличают острая гротесковая образность, открытая и экспрессивная манера письма, построенная на цветовых контрастах.

Виктория Никонова - дочь Павла Никонова - принадлежит к следующему поколению художников, а ее искусство приближает нас к проблемам живописи рубежа XX и XXI веков. Обращаясь к обыденным, привычным предметам, в своем творчестве Виктория Никонова раскрывает через них глубину эмоционального переживания мира. Ранняя одаренность художницы, развиваясь и трансформируясь с годами, способствовала рождению оригинального мастера. Получив образование театрального художника, Виктория Никонова осуществила в театре лишь несколько работ, а мир станковой живописи стал главной сферой ее творческой реализации. Самостоятельный творческий путь Никоновой начался в конце 1990-х в мастерской на Арбате, где она работала вместе с другими молодыми художниками. Там Виктория писала городские виды и сдержанные по цвету интерьеры. "Кресло на сером" (1990) - одно из редких сохранившихся произведений того периода (позднее художница безжалостно уничтожала картины, если считала их "несостоявшимися"). Работая с предельной самоотдачей, Виктория Никонова была необычайно требовательна к себе. Новый этап формирования ее авторского стиля был связан с уходом из группыхудожников мастерской на Арбате и началом работы в собственной мастерской в Большом Афанасьевском переулке. Именно здесь было создано большинство представленных на выставке произведений. В таких работах художницы, как "Стул" (1995), "Зеркало" (1995), "Красный интерьер" (2005) и более поздних произведениях "Белые крыши" (2005), "Ночной интерьер" (2005), Виктория Никонова предстает тонким колористом и чутким наблюдателем, а ее работы выстраиваются в серии, явно связанные друг с другом.

Творчество трех Никоновых, представленное в рамках выставочного проекта в Третьяковской галерее, позволяет проследить главные направления отечественной живописи второй половины ХХ и начала XXI века в их историческом развитии. И вместе с тем концепция проекта не ограничивается историей художественного процесса. Тема выставки - история трех человеческих судеб. Это история борьбы за свободу художественного высказывания, взаимоотношений творческой личности и государства, художника и общества. Давая возможность соприкоснуться с тремя неповторимыми линиями жизни, выставка "Никоновы. Три художника" не только открывает нам одну из важнейших страниц истории русского искусства, но и вновь поднимает вопросы о роли и месте живописи в искусстве современности.

Специально к выставке подготовлен каталог, содержащий статьи о творчестве каждого из художников семьи Никоновых и репродукции работ, представленных на выставке.

Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10, залы 39–42

www.museum.ru/N76104
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru