МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Памятники богослужебной культуры старообрядцев

c 25 ноября 2020 по 30 июня 2021Волгоградская область
В основном здании Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова открыта выставка "Памятники богослужебной культуры старообрядцев" из коллекции музея и частных собраний.

Выставка представляет частицу неисчерпаемого художественного наследия старообрядческой культуры не только по своему объему, но и по глубине внутреннего содержания, сложности и многогранности идей, составляющих основу созданных староверами произведений.

Экспозиция посвящена 400-летию самого яркого и влиятельного идеолога старообрядчества, непримиримого противника никоновской реформы Церкви, лидера «ревнителей древлего благочестия» – святого великомученика Аввакума.

Русское старообрядчество – одно из белых пятен истории культуры. Это сложное религиозное и социально-культурное явление, которое на протяжении трех с половиной веков являлось влиятельным фактором русской истории и культуры.

В середине XVII века в результате церковных реформ, предпринятых патриархом Никоном, русское общество раскололось на два лагеря. Сторонник патриарха, опираясь на мощную поддержку государственной власти, вступили в противоборство с противниками реформ. Оппозицию им составили выходцы из духовного сословия, авторитетнейшие пастыри церкви – протопопы Аввакум, Стефан Вонифатьев, Иван Неронов и другие, нашедшие опору в среде среднего и низшего духовенства и в народе, не готовом к столь резким изменениям и свято чтившим родную старину. Противники реформ Никона подверглись суровым испытаниям: их заключали в тюрьмы, морили голодом, жгли на кострах. Однако никакие мучения не сломили их духа и не отвратили от них сторонников.

Богослужебная культура «ревнителей древлего благочестия» существовала и существует сегодня, благодаря твердости убеждений в правильности веры, бережному отношению ко всем атрибутам и символам старой веры и, как ни странно, политике властей, одновременно искоренявших «раскол» и пополнявших за счет «раскольничьих вещей» государственные музеи.

Важно отметить, что старообрядчество не закостенело в непрестанных репликах дораскольных икон, копировании других образцов древнерусского искусства. Творчески перерабатывая наследие, оно формировало целые художественные направления в изобразительном искусстве, книгоиздании и музыке.

Символы старой веры встречаются по отдельности или в совокупности на иконах и произведениях медного литья: написание имени Христа как «Iсус», в отличие от принятого при патриархе Никоне – «Iисус», двуперстное крестное знамение, трисоставный «осьмиконечный» крест и др. На принадлежность старообрядцам указывают сюжеты икон, изображения святых, которые помогали людям в бедах и болезнях. Памятники культового искусства наглядно представляют отличительные признаки старообрядческих икон и в то же время сохраняют многие особенности древней иконографии.

К ярким выражениям старообрядческой культуры принадлежит медное художественное литье. С начала XVIII в. историческое развитие меднолитой пластики оказалось тесно связано со старообрядческим движением России, став одним из ярких материальных воплощений его идейно-догматических взглядов.

Уникальное, мало развитое вне старообрядчества искусство литья медных икон, крестов и других предметов церковного обихода, запрещенное в синодальной церкви отдельным указом за якобы «неискусность», не только получило широкое распространение в России в период XVIII — начале XX веках, но и достигло высокого художественного уровня.

Специфика меднолитой пластики – тиражированность, прочность и портативность – способствовала широкому распространению этого материала по всей территории России и далеко за ее пределами. В результате значительный пласт памятников сосредоточен в музейных и частных собраниях не только в нашей стране, но и в Бельгии, Германии, Голландии, Польше и др.

Медь как материал, из которого выполнялись кресты, иконы и складни, не только оказала влияние на композиционные и художественные особенности предметов, но и сама по себе обладала глубоким символическим значением. Наряду с деревом и камнем медь – важнейший знаковый элемент мировой культуры, нашедший свое воплощение в ветхозаветном образе «медного змия». Это семиотическое значение материальной сущности каждого предмета, функции которого усиливались его назначением, повлияло на выбор основного материала для молитвенного обихода в старообрядческом мире, в котором не могло быть случайных элементов.

В 1722 году Синод запретил распространение и почитание литых крестов и икон. В 1723 году издан указ о запрещении «…выливать и продавать в рядах священные изображения из меди и олова». При постоянном контроле со стороны властей старообрядцам удалось не только сохранить опыт литейного дела, накопленный древнерусскими мастерами, но и внести значительный вклад в дальнейшее развитие художественных особенностей этого вида искусства.

В коллекции музея есть редкие подписные памятники Родиона Семеновича Хрусталёва – мастера-чеканщика, работавшего во второй половине XIX-го века в одном из медных заведений (медниц) в Лефортово (Москва). Имя этого человека, внесшего заметный вклад в создание превосходных произведений медной пластики, было установлено спустя многие годы, когда начали анализировать образцы медного литья, на которых встречались аббревиатуры «М.Р.С.Х.», «Р.С.Х.», «Р.Х.».

Как правило, медные предметы мастер не датировал и не клеймил. Но если все же он ставил клеймо, то маркированные буквами и цифрами иконы и кресты имели свои ярко выраженные особенности: прекрасно проработанный рельеф, четкость исполнения каждой мелкой детали и каждого фрагмента, качество нанесения цветных эмалей, соблюдение геометрических пропорций.

Известно, что Родион Хрусталев дорабатывал ранее созданные матрицы, совершенствовал и усложнял их, прорабатывал мельчайшие детали. Имя этого талантливого мастера было установлено только в начале 1990-х гг.

Иметь в коллекции подобные подписные памятники престижно, хотя относятся они к XIX веку.

Начиная с 1980-х годов, фонд иконописных произведений постепенно накапливался и стал своеобразным достоянием Волгоградского музея. В коллекции ВМИИ около 70 произведений медно-литой пластики из старообрядческих мастерских, а также иконописные произведения XVIII-XIX веков. Выставка включает также предметы старообрядческой богослужебной культуры из частных собраний.

Материалы экспозиции будут интересны и познавательны как любителям русской истории, культуры и искусства, так и профессионалам, а также станут подлинным, наглядным пособием по изучению искусства русского старообрядчества в курсе «История России» в средних школах и ВУЗах Волгограда.

Выставка продлится до конца июня 2021 года

www.museum.ru/N76633
Ваше мнение »»

»»Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Адрес:Волгоградская область, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 21
Проезд:Скоростной трамвай до ст. "Комсомольская", троллейбусы №№ 8, 12, 2 до ост. "Ул. Порт-Саида"
Телефоны:(8442) 24-16-79; 38-24-44
URL:mashkovmuseum.ru/
EMail:volgmuz_art@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 17.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru