МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Татьяна Маврина. Ода к радости» в Третьяковской галерее

c 16 апреля по 15 августа 2021Москва
16 апреля в Третьяковской галерее открывается для посетителей выставка «Татьяна Маврина. Ода к радости»

Состав выставки: более 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, иконы

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Государственный Русский музей, собрание Александра Шелудченко, собрание Михаила Сеславинского

Кураторы: Ирина Лейтес, Екатерина Архипова

Творчество Татьяны Алексеевны Мавриной (1900-1996) - крупное явление в истории русского искусства ХХ века. Ученица Роберта Фалька, Маврина, восприняв уроки учителя, продолжила в своем творчестве следовать традициям колоризма. После окончания Вхутемаса она вошла в художественную группу "13", состоящую преимущественно из графиков, где занялась поисками адекватного пластического языка для отображения жизни современного города и человека - темы, ставшей основной для членов этого объединения.

В 1930-е годы Маврина активно занималась как живописью, так и графикой, работала в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, обнаженной натуры, книжной иллюстрации. С конца 1930-х художница и ее муж, иллюстратор Николай Кузьмин, начали собирать коллекцию икон, в которую вошли выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства. Интерес к иконописи и народному творчеству отразился на творчестве Мавриной, довоенная живопись и станковая графика которой отличаются свободной композицией и повышенной цветностью колорита.

Пройдя через этапы увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом, Маврина с начала 1950-х стала работать исключительно в иллюстративной и станковой графике. Несмотря на то, что художница перестала писать маслом, ее произведения остаются живописными по своей манере. Изысканный, но в то же время яркий и сочный колорит - неизменная черта работ Мавриной, в которых цвет является главным выразительным средством.

Художницу всегда отличало радостное и оптимистическое восприятие действительности, в каком бы стиле и в какое бы время она ни работала, как бы ни складывалась жизнь. Все ее произведения наполнены светом, радостью, юмором. В работах Мавриной нет никакой псевдопатриотической фальши и наигранного пафоса, которые проникали тогда в творчество многих представителей творческой интеллигенции. Татьяна Алексеевна действительно так воспринимала работу и окружающий мир, она нашла свой стиль, свою неповторимую манеру письма.

Соединяя уроки старых мастеров с собственным художественным почерком, Маврина оформила более 200 книг, преимущественно сказок. Чудесным обликом отличаются создаваемые художницей на протяжении более 40 лет виды старых русских городов, пейзажи, а также поздние натюрморты, которые она писала, будучи уже в очень преклонном возрасте.

Последняя выставка Мавриной в Третьяковской галерее состоялась в 1996 году. На ней особое внимание было уделено ранним произведениям из собрания Галереи, что не отражало всего творческого пути мастера. Работы Мавриной периодически экспонируется на групповых тематических выставках, например "Москва в творчестве художников группы "13"" в Государственном музее А.С. Пушкина (2018), "Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции" в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2016-2017) и других.

Настоящая выставка в Третьяковской галерее - первая большая ретроспектива работ Мавриной. Она охватывает все периоды творчества и представляет искусство Татьяны Алексеевны в наибольшей полноте и разнообразии. Поставленная кураторами задача - продемонстрировать художественную эволюцию многогранного, талантливого мастера - достигается благодаря экспонированию большого числа произведений художницы из собраний крупнейших музеев России и частных коллекций.

Всего на выставке представлено более 200 произведений, среди которых живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, а также иконопись XV-XVII веков из личной коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина. Многие работы художницы, например иллюстрации 1930-х годов и расписанные бутылки, экспонируются впервые.

Выставка включает три раздела, что обусловлено особенностями экспозиционного пространства. Встречают зрителя ранняя графика 1920-х и иллюстрации 1930-х годов к произведениям европейской литературы. В центральном зале демонстрируются живопись и станковая графика Мавриной 1930-1990-х годов. В этом же пространстве представлены иконы из собрания мастера, вступающие в диалог с работами художницы разных лет. Малый зал посвящен иллюстрациям к сказкам, графике из серии "Бестиарий", портретам Мавриной и расписанным ею бутылкам и тарелкам со сказочными сюжетами.

Специально к выставке был издан каталог произведений Мавриной, раскрывающий ее творчество во всем многообразии.

Выставка будет интересна не только искусствоведам, специализирующимся на искусстве XX века, но и широкому кругу зрителей. В столь тревожное из-за пандемии время наполненные цветом произведения Татьяны Мавриной - талантливой художницы, несмотря на все драмы эпохи видевшей мир в светлых тонах, - станут для зрителя источником ярких эмоциональных переживаний, утешением и настоящей "одой к радости".

Выставка открыта с 16 апреля по 15 августа 2021 г.

Москва, Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус

www.museum.ru/N77450
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru