МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «От Рождества до Крещения» в Музее истории религии

c 14 декабря 2021 по 2 февраля 2022Санкт-Петербург
14 декабря в 16:00 в Государственном музее истории религии открывается выставка, посвященная одному из самых значимых христианских праздников – Рождеству, а также двенадцати праздничным дням, которые отделяют его от Крещения. В русской традиции этот период принято называть святками. Выставка представит около 110 экспонатов, как из собрания Музея, так и любезно предоставленных для выставки организацией «INTERNATIONAL SERVICE ART» (Италия). Это картины, иконы и графические листы на рождественские и святочные сюжеты. Экспозицию дополняют работы современных художников и скульпторов – Е.А. Духовного, Хе Ки, а также многочисленные поздравительные открытки и вертепы, созданные современными итальянскими мастерами.

Выставка разделена на три раздела. Первый из них посвящен Рождеству. 25 декабря (7 января) весь христианский мир отмечает рождение Иисуса Христа. Разница в датах празднования связана с тем, что ряд Церквей перешло на использование Григорианского календаря, в то время как некоторые Церкви (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская Православные церкви) не приняли эту реформу.

События, повествующие о Рождестве, изложены в евангельском повествовании, согласно которому, во время переписи населения Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем, где у Марии родился Младенец Иисус, которому пришли поклониться сначала пастухи, а затем мудрецы-волхвы. Об этом сюжете повествует живописные полотна мастерской знаменитого нидерландского художника Якоба Корнелиса ван Оостзанена «Поклонение волхвов», представителя золотого века голландской живописи Якоба Виллемса де Вета «Благовест пастухам». Особое внимание посетителей привлекут мраморный рельеф «Рождество», выполненный в Вифлееме в 1880-е гг. и палестинская икона «Рождество Христово» XIX в. Один из самых необычных экспонатов этого раздела – резная композиция «Рождество» из Мозамбика, плато Маконде.

Традиция сооружения рождественского вертепа появилась в XIII веке и связана с именем святого Франциска. В местечке Греччо он устроил первый вертеп. Именно отсюда обычай сооружать вертепы стремительно распространился по Европе. Для изготовления рождественских вертепов используются самые различные материалы: от бумаги и терракоты до «живых» сцен, где евангельские события разыгрываются людьми. В зависимости от размеров вертепа количество персонажей может варьироваться. Минимальный по композиции вертеп включает в себя фигуры Девы Марии, Иосифа и Младенца Иисуса. Дополняют раздел специально привезенные из Италии вертепы и скульптурные композиции на религиозную тематику современных итальянских скульпторов Рафаэля Мондации, Брено Пеши, Мара Тонсо, Джованни Мотано и других.

С XVI в. неотъемлемой частью Рождества в Европе стала ель, выбранная в качестве атрибута праздника из-за своего вечнозеленого покрова – символа бессмертия. Существует множество народных сказок и легенд о том, почему рождественское дерево нужно украшать. Согласно одной из них, в чудесную Рождественскую ночь все деревья в лесу стали цвести и покрылись плодами. В России обычай ставить елку прижился лишь в середине XIX столетия под влиянием западноевропейской традиции, а в 30-е годы ХХ века ель становится атрибутом светского новогоднего торжества.

Второй раздел выставки рассказывает о святках, которые издавна считались кульминацией зимнего сезона. Считалось, что святочный период особенно опасен для живых людей. О присутствии нечистых сил напоминают и многие имена персонажей, относящихся к святочному периоду: Коляда, Карачун, Кудеса, Окрутники.

В XIX в. напрямую запрещалось участвовать в «бесовских» игрищах, всевозможных гаданиях, ряженьях и колядовании. Несмотря на строгие запреты, святочный период был временем, когда любой человек мог не только обратиться за помощью к знающим толк в ворожбе и гаданиях, но и принять участие в данном процессе. Центральными экспонатам этого раздела являются живописные полотна К.Е. Маковского «Святочное гадание», Н.К. Пимоненко «Коляда», Л.И. Соломаткина «Славильщики-городовые». Также в разделе посетители увидят святочные маски и козули – рождественское печенье в виде фигурок домашнего скота.

Завершает святочный период праздник Крещения или Богоявления, который отмечается 6 (19) января. Ему посвящен третий раздел выставки. Во время праздника самым главным событием является Великое водосвятие. Вода освящается либо в специальных емкостях, либо в природном водоеме, где специально для этого вырубается во льду полынья – «Иордань». Считается, что крещенская вода обладает чудесными свойствами, а купание в проруби смывает грехи. В Католической церкви Богоявление и Крещение – два разных праздника. Первый из них посвящен воспоминанию о поклонении волхвов и приходится на 6 января. Второй же непосредственно связан с евангельскими событиями Крещения Христа и празднуется в следующее за Богоявлением воскресенье. Основу раздела составляют иконы XVII – XVIII вв., а также резные медальоны из камня и перламутра, изготовленные в Палестине.

www.museum.ru/N79092
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
URL:gmir.ru
EMail:gmir@relig-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 23.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru