В Государственном музее-заповеднике М.А.Шолохова, на литературной выставке в декабре прошли районные конкурсы:
- Литературный конкурс знатоков "Донских рассказов" М.А.Шолохова.
- "Бытовая культура казаков Верхнего Дона конца 19-начала 20 вв."
В прошлом году отделом музейной педагогики впервые был проведен конкурс знатоков среди учащихся школ района по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека". Теперь было решено провести аналогичный конкурс, но уже по "Донским рассказам". Заранее по школам разослали положения и к назначенной дате ребята смогли подготовиться основательно.
На литературной выставке собрались учащиеся школ района. В состав жюри вошли Баштанник В.С. - ветеран педагогического труда, филолог; Майборода Н.Г. - главный хранитель ГМЗШ и Володина Л.В. - ст. научный сотрудник отдела музейной педагогики.
Работа была построена таким образом, что каждый из участников конкурса смог раскрыть свои знания по "Донским рассказам".
Лексическая разминка требовала знания значений казачьих слов. Ребята работали с подлинными иллюстрациями по рассказам и с отрывками из кинофильмов.
Победителями конкурса стали:
I место - Березовский Алексей - Вёшенская казачья школа им. М.И.Платова.
II место - Фёдорова Анна - Государственная средняя общеобразовательная школа при педагогическом колледже им. М.А.Шолохова.
III место - Зотьева Анна - Андроповская средняя школа.
Один из конкурсов - "Бытовая культура казаков Верхнего Дона конца 19 - начала 20 вв." - провели сотрудники историко-краеведческого отдела. В нем приняли участие 13 школ района. Для выполнения первого задания конкурса каждый участник получил карточку с тестами. Тест состоял из 16 вопросов. Ребятам нужно было выбрать и отметить правильные ответы. Все активно включились в работу.
Пока жюри подводило итоги теста, ребятам была предложена лексическая разминка диалектных слов, которые встречаются в произведениях М.А. Шолохова. Детям надо было объяснить их значение. За каждый правильный ответ участник получил медаль. Надо отметить, что некоторые старинные казачьи слова, употребляемые на Дону, вызвали затруднения.
По итогам теста высокие баллы получили: Журба Надежда, Пузанов Анатолий, Щебуняев Владимир, Каргин Иван, Шаламков Андрей, Калмыкова Анна. Им были заданы дополнительные вопросы. Правильные ответы дали также Щебуняев Владимир, Пузанов Анатолий, Каргин Иван, Калмыкова Анна.
Каждому участнику был предложен материал по четырем типам построек казаков Верхнего Дона. Надо было выбрать фотокопию куреня, флигеля, связи и хаты, и соответствующую этим жилищам внутреннюю планировку, а также дать внешнее описание. Именно это задание определило 3 участников конкурса: Щебуняева Владимира, Пузанова Анатолий, Калмыкову Анну. Им было предложено провести экскурсию в сенях, кухне, горнице. В этом конкурсе ребята проявили свои творческие способности и знания казачьей бытовой культуры.
Очередное задание заключалось в следующем: необходимо было определить природный материал (камыш, чакан, куга), назвать его и рассказать о его применении.
Следующее задание: характеристика основных сельхозорудий, строительного инвентаря и предметов домашнего быта казаков.
Ребятам надо было выбрать из предложенных пяти предметов один и объяснить его назначение. Участники успешно справились с этим заданием.
Особенно всех оживило и заинтересовало последнее задание конкурса: традиционная повязка платков у казачек. Участники продемонстрировали виды повязывания платков в определенный период времени: в праздник, для работы в поле летом и зимний период.Всех присутствующих удивил Пузанов Анатолий, который быстро и правильно справился с заданием.
Конкурс по бытовой культуре казаков в музее проведен впервые. Ребята узнали много нового, интересного. Жюри подвело итоги и наградило победителей. Грамотами и памятными подарками награждены:
I место - Пузанов Анатолий - Базковская школа (учитель Богунова Т.А.)
II место - Щебуняев Владимир - Государственная средняя общеобразовательная школа при педагогическом колледже им. М.А.Шолохова (учитель Тарасова Т.А.).
III место - Калмыкова Анна - Калининская школа (учитель Голубева Т.Т.)
Благодарственные письма были вручены: Владыкину Денису - Андроповская школа (учитель Летнева Н.А.); Шаламкову Андрею - Дударевская школа (учитель Рязанова Т.Н.).
Благодарственными письмами награждены за домашнее задание - составить художественный минирассказ:
1. Пономарева Ирина - Меркуловская школа (учитель Юрьева И.И.)
2. Щебуняев Владимир - Государственная средняя общеобразовательная школа при педагогическом колледже им. М.А. Шолохова (учитель Тарасова Т.А.)
3. Шаламков Андрей - Дударевская средняя школа (учитель Рязанова Т.Н.).
Сотрудники музея благодарят всех, кто принял участие конкурсах. Надеемся, что школьники ещё не раз проявят свои знания в этих интересных и познавательных соревнованиях.