С 6 февраля по 30 марта приглашаем Вас на фотовыставку в Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова "Странники и пришельцы…" (Среднеазиатские цыгане "люли" на улицах большого города). Авторы: Евгения Окунь, Любовь Небренчина, Александр Левинсон.
Жили-были бедные родители, они имели сына Лю и дочь Ли. Однажды в страну пришёл завоеватель, родители бежали и в суматохе потеряли детей. Осиротевшие Лю и Ли пошли искать их - каждый выбрал свою дорогу. Через несколько лет они встретились и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, и с тех пор это проклятие преследует их потомков, которые зовутся люли.
Это одна из легенд, которые можно услышать от нынешних стариков из числа необычной группы люли, живущей в Средней Азии. В ней попытка объяснить не только происхождение самого слова люли, не имеющего перевода ни с одного языка, но и подчеркнуть замкнутость группы, презираемую окружающим населением.
Постоянно проживающий в Таджикистане и Узбекистане народ люли - древний народ, верный своему закону, с загадочной духовной культурой, тайным языком - из года в год занимается промыслом на территории России. Основной промысел этого народа - нищенство.
Летом люли спят под открытым небом - на ничейной полосе среди рельсовых путей, на пустырях, зимой - за городом, в палатках. Их гоняет милиция, а горожане, по большей части, предпочитают не замечать попрошаек. Одни считают их таджиками, другие - узбеками, третьи - цыганами. У "люли", как правило, нет никаких документов. Даже бежавшие от гражданской войны в Таджикистане и осевшие в России не имеют официального статуса. Люли не учитывала перепись. Сколько их временно, летом (как многие люли из Узбекистана), или постоянно проживает в российских городах и лесах, неизвестно. Формально таких людей не существует.
Но кто они такие "люли" - будто без плоти и крови, будто тени, окружающие нас?
Музей работает с 11 до 19 ч. ежедневно, кроме понедельника.