НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Пионеры русской фотографии

c 18 марта по 18 апреля 2004Санкт-Петербург
Густав  Клуцис. Свобода, равенство и братство
18 марта в Строгановском дворце Государственного Русского музея открылась выставка "Пионеры русской фотографии" из музеев и частных собраний Швейцарии. В России в советское время не фотографии мастеров авангарда почти не собирали, показом швейцарских коллекций, в составе которых много произведений русского авангарда, Русский музей восполняет эти пробелы.

Хронологически выставка открывается произведениями Дмитрия Ермакова, старейшего русского фотографа. Дмитрий Иванович Ермаков (1845-1916), военный топограф по образованию, пропагандист фотографии в Закавказье и Персии, участник многочисленных этнографических, археологических экспедиций и военных кампаний. Вся жизнь его и творчество были связаны с Тифлисом (Впоследствии - "Почетный гражданин города Тифлиса"). В 60-е годы Х1Х века он много работал для Кавказского музея, открытие которого стало большим событием в культурной и научной жизни Тифлиса. В эти же годы Ермаков содержит совместно с художником Колчиным самое популярное фотоателье, "кабинетные портреты" или "визитки" которого стремились сделать все жители Тифлиса. В 1870 г. он открывает еще одно ателье, а во время курортного сезона под его руководством действует фотоателье в Кисловодске. Однако, для Ермакова - неутомимого путешественника по характеру - главной в жизни становится видовая съемка и бытовые сцены. Для своих путешествий он усовершенствует походную лабораторию, делает более мобильной камеру и изучает языки (к началу 1900-х Ермаков владел 10 языками и наречиями). В 1870 году он представил в Русское географическое общество в Санкт-Петербурге отчет об одной из поездок: видовые фотографии и археологические снимки. В последних отчетливо просматривался метод его работы: детальное "исследование" предмета, а также точное выявление его материальной основы. Не случайно впоследствии Ермаков будет приглашаться в самые сложные и ответственные экспедиции. Дмитрий Иванович был удостоен наград французского фотографического общества (1874), Московской антропологической выставки (1878), а также наградами Ирана, Турции, Италии. Временем самой интенсивной работы фотографа стали 1880-1900-е годы. Этому способствовало появление новой аппаратуры: "походного" фотографического прибора И.Филиппенко и "стереоскопического снаряда для экспедиций" Д.Езучевского. Ермаков и сам пытался конструировать новые объективы. Эта техника позволяла многое, и Ермаков, путешествуя, заснял самые знаменитые места Константинополя, Афин, Иерусалима. Долго жил в Персии, где даже именовался Придворным фотографом Его высочества Шаха Персии. Объехал весь Южный берег Крыма. В те времена можно было купить фотографические открытки "Фотографии Д.И.Ермакова в г.Тифлисе" с изображением Ялты и Гурзуфа, Алупки и Феодосии, Туапсе и Севастополя. В 1896 г. Ермаков выпустил "Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, европейской и Азиатской Турции" и "Дополнение 1901 года". Оба каталога составили 25 556 негативов, в том числе стереоскопов, и 127 альбомов. Это была целая антология жизни, быта, верований и обычаев разных народов и национальностей. Практически до последних дней Ермаков продолжал заниматься любимым делом: в 1912 году, будучи уже пожилым и не очень здоровым человеком, отправился в Сванетию. Фотограф большой культуры и опыта, он создал в том путешествии подлинно художественные образы, достигнув тончайшей передачи воздушной перспективы высокогорного края.

Несмотря на разрыв во времени, работы Д.Ермакова сопоставимы с работами мастеров советского авангарда. Ведь первоначальная задача "вживания в материал" оставалась значимой и для них, что видно, например, в парижских работах Лазаря Лисицкого (1890-1941) - поистине великого мастера авангарда. Архитектор, график, живописец, он преподавал в Витебском художественно-промышленном институте, был участником объединения "АСНОВА" (Ассоциация новых архитекторов), активным пропагандистом русского авангарда.

В этот период мастера фотографии выступали в двух ипостасях: как собственно фотографы и как фотоколлажисты. Фотоколлаж не предполагал выставочное и тем более музейное бытование, для него часто использовались чужие фотоработы, репродукции из массовых журналов. Зато в исследовании собственно фотографии, изыскании ее новых образных возможностей, Лисицкий и Александр Родченко (1891-1956) явились настоящими пионерами. Так классические "студийные" портретные снимки Родченко предвосхитили тип фотографии, распространившейся лет через 40: образы знаменитостей, ставших визуальным брендом. И такое же предвидение оказалось в "моментальных снимках" Родченко, предсказавших все последующие репортажи, а его же классический ракурсный вид Красной площади стал своего рода "таблицей умножения" для сотен молодых фотографов последующих поколений. И даже в те годы, когда авангард был отодвинут на задний план и отношение к фотоделу стало иметь прагматичный и служебный характер, а на выставках возобладали стереотипы массового энтузиазма, Родченко сумел не изменить себе: по-прежнему демонстрируя в своих работах индивидуальное и психологическое.

Третьим "китом" того времени представлен на выставке Густав Клуцис (1895-1944) - классик и пионер "оптической пропаганды", агитационного типографского искусства. Клуцис бы графиком, дизайнером, иллюстратором и оформителем книг. Латыш, попавший в Москву в годы гражданской войны (был в составе полка красных латышских стрелков, охранявших Кремль), Клуцис считал себя создателем советского фотомонтажа, который в его представлении не мог существовать вне агитационного искусства.

Эти три художника как нельзя более повлияли на следующее поколение фотографов, работы которых представлены на выставке: С.Телингатера, Н.Седельникова, Н.Денисовского. Эти мастера вошли в историю отечественного искусства как культурнейшие и многосторонние полиграфисты. Даже в период станковизации советской иллюстрированной книги (то есть экспансии иллюстрации), когда само понятие "книжный дизайн" было запретным, они отстаивали - и иногда успешно! - права книги, как единого организма.

www.museum.ru/N17348
Ваше мнение »»

»»Строгановский дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Невский пр., 17
Проезд:Cт. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 571-8238
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 04.12.2023  x    ?  


Дни Эрмитажа – 2023

День Кунсткамеры

Выставка «Русский стиль» в музее-заповеднике «Коломенское»

Жемчужина Арктики. К 150-летию открытия архипелага Земля Франца-Иосифа

Выставочный проект «Путь на Север» в Архангельске

Церемония передачи артефактов конца XVII - начала XVIII веков Музею истории Кронштадта

Выставка "Тарусские страницы" во Всероссийском музее декоративного искусства

XXXIX областной фестиваль "Декабристские вечера", г. Иркутск

Выставка авторской куклы «Такие разные и прекрасные...»

«„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт

Пастернак, Шолохов, Солженицын и Бродский: ВДНХ приглашает на лекции о нобелевских лауреатах

Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров

Шедевры Гюстава Доре на выставке в Новосибирске

«Точка RU — Сибирь»

Презентация издания "Настоящий русский дом в Москве"

Рождество в Козульгороде

День Героев Отечества в Музее Победы

Выставка «Иконописные редкости» в Музее имени Андрея Рублева

Под знаком Зодиака. Памятники культуры с древнейших времен до наших дней из собрания Исторического музея

Выставочный проект «Благоукрашение храма Святого Саввы в Белграде» в МВК РАХ

Презентация книги «Хочется жить во всю силу…» в Музее AZ

Выставка «Что происходит под Новый год» во Всероссийском музее декоративного искусства

Маэстро перестроек. К 90-летию со дня рождения Н.Н. Воронцова

Межмузейный выставочный проект "Освобождение Европы…"

Выставка «За три моря. Странствия Афнасия Никитина» в Музее Востока

Щелкунчик и другие новогодние истории в Калининградском музее изобразительных искусств

Софья Матвеева – художник Главного ботанического сада

Научная ёлка в Музее современной истории России

Фотоискусство в серебре. К 50-летию творческого коллектива фотоклуба «Волга», Нижний Новгород

Музей Академии художеств приглашает детей на Большой новогодний бал

Иконы Григория Васильевича Васильева (Сороки) из собрания Тверской областной картинной галереи

Открытие новой экспозиции «Военно-санитарный музей. Советская медицина 1920-х – 1930-х гг.»

Выставка "Фарфор Парижа" в Музее-усадьбе "Кусково"

Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана

Выставка «Преемники. По стопам отцов» в Музее Победы

Фестиваль "Рождество в Архангельском"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru