Почти пятьдесят народных костюмов, а также серию работ фотохудожника Владимира Дмитриенко, посвященную традиционной одежде народов, живущих в Красноярском крае, смогут увидеть красноярцы на выставке "Наряды земли Сибирской", которая откроется в Красноярском музейном центре 16 ноября в 16.00.
Красноярский край богат не только лесами и недрами, но и своим национальным составом. На протяжении многих лет здесь живут представители самых разных национальностей и народностей, уважая обычаи и традиции соседей. И сохранение этого многообразия самобытных культур, которые существуют на Красноярской земле, задача не менее важная, чем забота о лесных и сырьевых богатствах.
Так считают организаторы экспозиции, многочисленные национально-культурные общества, объединенные Межнациональным культурным центром, которые подготовили эту выставку к 70-летию Красноярского края и Международному Дню толерантности. Они ежегодно проводят различные фольклорные праздники и фестивали. Их новый проект "Наряды земли Сибирской" также призван развивать идеи добрососедства и культурного сотрудничества народов.
Национальный костюм - это не просто одежда. Это символ нации, это искусство и народное достояние. Это память наших предков, возрождающаяся на пяльцах рукодельниц. Это гордость народа, мастерство, пережившее годы. Национальная одежда - такой же символ нации, как язык, вера, обычаи.
Экспозиция традиционных народных костюмов, которые носят из поколения в поколение - это способ рассказать о людях, живущих на сибирской земле, об их занятиях, материальном положении, их религиозной принадлежности, нравах и обычаях. Пончо, сари, кимоно, чепцы и шляпы - вот главные "герои" выставки "Наряды земли Сибирской".
Организаторы экспозиции понимают толерантность как единство в многообразии. К сожалению, в сегодняшней жизни традиционная одежда почти исчезла, и уже не сохранилось той сложной и пестрой картины, того разнообразия ее локальных вариантов, которое было прежде. Но это былое многообразие можно оценить, посетив выставку, на которой собраны национальные костюмы почти тридцати народностей, живущих в Красноярском крае.
Кавказский традиционный костюм - один из самых своеобразных вариантов народной одежды. Каждый мужчина на Кавказе - это воин-всадник, он же землепашец или пастух. Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах. Традиционной верхней одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. А армяне и зимой, и летом носили бурку, защищаясь от дождя, ветра и холода.
Украинские женщины расшивали рукава сорочек, украшали вещи кружевами, специальными декоративные тканями. Разноцветные ленты и нитки бус дополняли убор, придавали ему праздничность. Наиболее распространенная женская одежда - длинная сорочка, подпоясанная лентой, досталась украинцам в наследство от древних славян. Она украшалась магическими орнаментами. Поверх сорочки в будни надевали запаску, а в праздники - плахту, которую повязывали крайкой, тканью из разноцветных ниток, с кистями на концах. Самой любимой обувью женщин были сапожки из сафьяна, чаще всего - красного цвета.
Но символом единства этого красочного многообразия традиционных костюмов были простой сибирский тулуп и валенки, которые приходилось носить всем, кто бы ни попадал в Сибирь с ее суровой зимой. Народы, приехавшие в Красноярский край, так привыкали к русской зимней одежде, что некоторые из них стали считать многие вещи своими традиционными и шили их даже лучше, чем русские. Немцам, например, особенно полюбились валенки. Способ изготовления валенок (в Сибири их называли "пимы") был заимствован немцами у русских, а русские, в свою очередь заимствовали валяную обувь у тюрков или коренных народов Сибири - алтайцев. Так как никакая другая обувь не сравнится с валенками по удобству и теплоте в сибирские зимы, они настолько прочно вошли в быт немцев, что многие из них считают валенки своей традиционной немецкой обувью. "Оказывается, русские тоже пимы катают!" - такое выражение у немцев, живущих в Сибири, вошло в поговорку.