НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сокровища японской гравюры XIX века в Художественном музее

c 11 марта по 10 апреля 2005Новосибирская область
Гинко. Токидзё из Куродзава
11 марта в 17.00 в выставочном зале Новосибирского художественного музея откроется выставка Японской ксилографии (цветной гравюры на дереве) XIX века из собрания Иркутского художественного музея.

На выставке будет представлено примерно половина всей коллекции японской ксилографии Иркутского художественного музея - крупнейшей и бесспорно самой лучшей за Уралом.

Гравюра на дереве известна в Японии с VIII века. В те далекие времена на деревянных досках резались, а затем с них печатались различные иероглифические тексты для буддийских книг. В конце XVI века с возникновением книгопечатания в Японии появилась потребность в ремесле художника, способного придать изданию привлекательный вид. Иллюстрации укрепили и повысили интерес к печатной книге, что привело к увеличению спроса, а это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию печати с деревянной доски.

Как самостоятельный вид искусства ксилография стала развиваться c XVII века. В тот момент после бесконечных междоусобных войн произошло объединение разрозненных княжеств в единое централизованное государство и началось интенсивное строительство городов. Старая культура феодальной аристократии уже не могла удовлетворять различные слои городского общества - ремесленников, торговцев, самураев. Потребовались новая идеология - неоконфуцианство с его идеей покорности вышестоящим и новое искусство, способное демократично и правдиво отобразить окружающую действительность. Вскоре такие художественные формы возникли: театр Кабуки, поэзия хайку, городские повести… И - японская гравюра укиёэ (картины изменчивого мира) - уникальное явление изобразительного искусства. Мастера гравюры укиёэ XVII-XIX веков создали тысячи произведений, в которых запечатлели жизнь японского народа, изо дня в день трудились над "энциклопедией в картинках" повседневной жизни Японии.

Во второй половине XIX века в Европе наблюдался подлинный культ японской гравюры, культ, исполненный энтузиазма и благоговения. Бесспорно японская гравюра повлияла на стилистику и мироощущение европейских художников периода импрессионизма, влила свежую струю в творчество многих европейских мастеров, обогатив их новыми представлениями о линии, цвете и композиции.

Процесс изготовления гравюры укиёэ состоял из трех этапов. Сначала художник наносил рисунок композиции на прозрачную бумагу, которую передавал граверу (граверы и печатники ценились в Японии очень высоко). Гравер приклеивал рисунок лицевой стороной к деревянной заготовке и начинал резать углубления по доске, практически уничтожая работу художника. Резчиков было трое: мастер высшей квалификации тобори резал наиболее сложные линии, мастер средней руки добори исполнял более простые контуры, а подмастерье ханкия заготовлял доски продольного распила из японского самшита, вишни или грушевого дерева. Для каждого цвета резалась отдельная доска, а также основной блок для контура. После того как гравер заканчивал свою работу, вырезанную доску передавали печатнику.

Печатник подбирал тона, достигая согласованности и гармонии общего цветового решения. Печатали гравюры на бумаге "васи", приготовленной ручным способом с добавлением коры тутового дерева. С одной стороны бумагу покрывали специальным составом, не позволяющим листу быстро промокать - благодаря этому краски не расплывались. Краски изготовлялись в виде сухого порошка минерального или растительного происхождения, их смешивали с рисовой пастой, которая закрепляла краски и придавала им соответствующие тона.

Печатник наносил краску на увлажненную доску при помощи кистей. Затем накладывал лист бумаги. При печати японцы использовали диск, состоящий из закрученных растительных волокон, пользоваться таким диском было не только легко, но и удобно - в зависимости от нажима на него мастер получал различный тон краски, свободно варьируя цветом, практически рисуя.

Иркутск в XIX веке был самым крупным городом Восточной Сибири, его влияние как губернского города простиралось до Тихого океана. Через Иркутск осуществлялась торговля России с восточными странами, здесь формировались научные экспедиции.

Большую роль в формировании духовной и художественной культуры города сыграл Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества, который как филиал петербургского открылся в Иркутске в 1851 году. Общество не только изучало и исследовало Иркутскую губернию, но интересовалось и близлежащими восточными странами. В 1861 году в Иркутске был открыт Музей Восточно-Сибирского отдела РГО, в котором и была собрана основная часть коллекции японской ксилографии, которая позднее поступила в Иркутский художественный музей.

Выставка проработает в Художественном музее месяц - до 10 апреля.

www.museum.ru/N21282
Ваше мнение »»

»»Новосибирский государственный художественный музей
Адрес:Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный пр., 5
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "пл. Свердлова" или "Кинотеатр Маяковского"
Телефоны:(383) 222-22-67, 223-53-31
сайт:nsartmuseum.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 11.12.2023  x    ?  


Под знаком Зодиака. Памятники культуры с древнейших времен до наших дней из собрания Исторического музея

Выставка «Клады. Сокрытая история» в Историческом музее

Империя смотрит на Восток. Межмузейная выставка в Гатчине

Выставка живописи Юрия Павлова «А напоследок я скажу…»

Ленинград - Петербург в объективе Сергея Компанийченко

Рождественская выставка "Люди все бывают дети" в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Волшебный мир зимних праздников» в Усадьбе Рукавишниковых

Сиамак Филизаде. Рожденные пешками

Выставочный проект "Л.А. Орбели. Преемник И.П. Павлова" в Военно-медицинском музее

Выставка «Мураново. Дом поэтов» в Музее-заповеднике М.А. Шолохова

Тофалары. Последние неизвестные

Выставка «”Очарованный чудом”. Графика В.М. Звонцова» в Музее-заповеднике «Хмелита»

Милая, дивная Шехерезада. К 160-летию Н.Б. Нордман-Северовой

Выставка «Новогодние традиции» в Красногорском филиале Музея Победы

К 225-летию Военно-медицинской академии. Выставка "Vivat Academia! Vivant professores!"

Выставка-конкурс «Лучшая работа 2021–2023» в Томском областном художественном музее

XIX Международный сибирский фестиваль керамики

Выставка "Итальянская коллекция / Живопись XVII-XIX веков" в Курской картинной галерее им. А.А. Дейнеки

Выставка "Два пространства" в Новосибирском художественном музее

Новогодние встречи в Музее-заповеднике "Горки Ленинские"

Выставка «Каштанка: история молодой рыжей собаки»

XXVI Зимняя выставка в Омском музее Кондратия Белова

Рождество в дворянской усадьбе

Выставка «Нить истории» в Музее «Пресня»

Новогодние представления в Ясной Поляне

Фестиваль "Рождество в Архангельском"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru