С.АРТ (галерея Петра Войса) приглашает 8 апреля 2005 года в 18.00 на открытие выставки Сергея Беляка "Девушки партии" (фотографии). Куратор выставки Петр Войс.
Заказа не было. Так получилось, что я увидел эти фотографии в числе прочих, когда Сергея Беляка принимали в Союз художников России. Оказалось, что на них изображены девушки из национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова.
В чем-то простые и безыскусные, в чем-то пафосные и даже аристократичные девушки обращали на себя внимание явно выраженным желанием выглядеть достойно. Но не через гламурную ипостась, в какой стало привычным воспринимать вторую половину человечества, а в типаже героев гремяще-трубящей эпохи строительства социализма, эпохи великой веры в идеалы
свободы равенства и братства. Определенно это были не дети Розенталя, поскольку в их изобразительности отчетливо прослеживалась духовное родство с Михаилом Лифшицем скандально известным апологетом учения о марксистско-ленинской эстетике, непримиримым борцом с буржуазными формами искусства. Тогда мне показалось интересным в условиях окончательно и
бесповоротно победившей идеологии беспартийного модернизма сделать скромную, но честную выставку "Девушки партии".
Принято считать, что политика и искусство несовместимы. Но это верно лишь в той степени, в какой общество не хочет этой очевидности замечать. Искусство всегда оппозиционно существующему порядку вещей, и, следовательно, в своей креативности "от обратного" является отражением социально-политического устройства общества на данный момент исторического развития. Но оно не может быть принадлежностью какого-либо отдельного класса, отдельной партии, пусть даже и самой влиятельной. Не бывает искусства демократов, искусства либералов, искусства радикалов. Искусство одно на всех. Его критерием является попадание в темы, волнующие все народонаселение, все его социальные слои и группы.
Когда русская девушка Алина Лебедева ударила по породистому лицу британского принца Чарльза букетом цветов, она сделала это не в отместку за принцессу Диану и не в силу личной обиды за то, что, обладая благородной внешностью и незаурядным умом, не является коронованной особой. Она решилась на такой шаг в силу своих убеждений с целью публично заявить о политической позиции.
Принц за этот поступок ее простил. В прекрасном английском стиле. Написал письмо, что понимает, не разделяет, но уважает. Когда же Алина вместе с группой партийных активистов появилась в приемной российского президента и потребовала его отставки, то ответ был иным. Всех участников акции, включая Алину, посадили в тюрьму. Не взирая на их убеждения. Так традиционным русским способом мальчик-президент наказал девочку за попытку разрушить его песочницу.
Алина запечатлена на фотографиях Сергея Беляка. Готовность к самопожертвованию - одна из составляющих обобщенного образа, который она тогда, около двух лет назад, создавала с другими девушками, позирующими перед камерой вместе с ней. Как показали последующие события, без игры и фрондерства. В таких случаях художественная ценность фотографии, как вида
искусства, заключается не в способе, а факте показа.
Совместимость политики и искусства становится очевидной, когда лживость и фальшь сложившейся системы общественных отношений скрыть уже невозможно, когда появляется необходимость в обновлении идеалов. Такую ситуацию мы наблюдаем сейчас. Поэтому не случайно один за другим в течение последних лет появились такие жесткие художественные проекты, как "Новое правительство Георгия Острецова", "Артконституция", "Россия 2". Появились, чтобы заявить о болезни современного общества. Средствами изобразительного искусства. По сути, состоялись акции протеста, в которых приняла участие ведущая и самая авторитетная часть российского арт-истеблишмента. С точки зрения искусства - это актуальное искусство, с точки зрения политики - это актуальная политика.
"Девушек партии" также можно отнести к перечисленному ряду проектов с одной лишь маленькой разницей. Своими фотографиями Сергей Беляк не протестует, а делает попытку создать образ положительного героя, правда, используя для этого своеобразный и очень радикальный даже с позиции современного искусства прием. В этом образе он показывает активисток одной отдельно взятой, к тому же, крайне оппозиционной к существующей власти, партии. В свое оправдание по этому поводу фотохудожник говорит, что в других партиях он таких девушек не видел.
Выставка продлится до 5 мая 2005 года.
Петр Войс