НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Живой портрет... Волос в волос. Механическое рисование»

c 28 мая по 25 августаМосква
Глейрон-Монде Э. Миниатюра. Семейный портрет
Иоганн Вольганг Гёте и Фриц фон Штайн
Портрет Марии Антуанетты
Портрет Стефании Луизы де Бурбон
Певец Луиджи Маркези (1754-1829), выступающий в Театре ди Сан Бенедетто в Венеции
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку силуэтных портретов конца XVIII — начала XIX века «Живой портрет... Волос в волос. Механическое рисование». Проект посвящен малоизученной главе в истории силуэтного искусства и призван показать один из механических способов фиксации действительности, предшествовавший фотографии.

В экспозиции будет показано 165 произведений, включая 77 физионотрасов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного исторического музея, миниатюры из коллекций Государственного музея А.С. Пушкина, Музея-усадьбы "Останкино" и Музея Тропинина, пантографы из Политехнического музея и дагеротипы из частных собраний.

Физионотрас - механическая рисовальная машина, изобретенная в 1784 году французом, музыкантом при королевском дворе Жиль-Луи Кретьеном. Устройство представляло собой один из возможных инструментов для механического рисования, получивший название "перспективная машина". Его центральным компонентом был аппарат, называемый пантографом, что означает "универсальный чертежный прибор". Пантограф служил для копирования планов, карт и других чертежей в ином масштабе. Физионотрас был представлен во Французской академии наук в 1786 году. Новое устройство состояло из пантографа и рамы, напоминавшей мольберт. Принцип работы портретной машины заключался в следующем: оператор очерчивал профиль модели на бумажном экране через специальный визир, затем изображение уменьшали с помощью пантографа, уменьшенную копию переносили на металлическую пластину, добавив детали, и после этого печатали - чаще всего в технике офорта и акватинты.

Слово "физионотрас" (франц. physionotrace) происходит от французских слов "physionomie" - "облик, лицо" и "trace / tracer" - "след, отпечаток / чертить, рисовать". Физионотрасом называют как само устройство, так и портреты, созданные с его помощью.

Изобретение "рисовальной машины" стало важным этапом в развитии портретного искусства, так как это устройство могло беспристрастно изобразить человека, исключая при этом субъективность творца. "Живой портрет" - так характеризовали физионотрас, что было связано не с мастерством художника, а с тем, что изображенный был нарисован очень точно, "как живой". "Волос в волос" - писали о физионотрасах в прессе того времени.

Популярность силуэтного искусства можно считать следствием возраставшего интереса к неоклассицизму, художественному и декоративному стилю, который подчеркивал линейные формы и опирался на античные образы, такие как профили на монетах или камео-портреты. Теория швейцарца Иоганна Каспера Лафатера, высказанная им в книге "Физиогномические фрагменты для поощрения человеческих знаний и любви", не в меньшей степени связана с этим явлением. Лафатер считал, что каждый человек несет в себе уникальную божественную сущность, которая внешне проявляется в костной структуре черепа. Тени, писал он, предлагают "самое верное изображение человека" и самое "непосредственное выражение природы, такое, какое не способен нарисовать от руки даже самый талантливый художник". Превознося достоинства профилей, изготовленных машинным способом, Лафатер утверждал, что механическое рисование превосходит художественное. Машина по созданию портретов впервые в истории позволила максимально точно визуализировать облик многих исторических личностей.

Салоны физионотрасов располагались в центре Парижа, вблизи Пале-Рояля и его окрестностей. Наиболее известны ателье Жиль-Луи Кретьена (1754-1811), Эдме Кенедея (1756-1830) и Этьен-Эсперанса Бушарди (работал в 1808-1840 годах) - мастеров, чьи произведения будут представлены на выставке. Благодаря адресам салонов, указанным на физионотрасах, и специальным номерам, специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина смогли установить не только авторство многих работ, но также время их создания и личности изображенных.

Выставка состоит из тематических разделов, представляющих искусство силуэтного портрета конца XVIII - начала XIX века. Большинство работ экспонируется впервые.

В первом разделе "Театр теней" собраны теневые силуэты, открывающие тему профильных портретов. Подборка включает предметы, выполненные по оригиналам известных художников-силуэтистов - француза Ф.-Г. Сидо и немца Иоганна Фридриха Антинга. В числе экспонатов - портреты исторических личностей, в том числе членов императорской семьи: русской императрицы Екатерины II, великого князя Павла Петровича и его жены Марии Фёдоровны.

"Французский бомонд" представляет физионотрасы времен Французской революции, в частности портреты писательницы мадам де Сталь, политика и революционерки Манон Ролан и других.

В разделе "Русский бал" перед зрителями предстает русское дворянское общество XVIII - начала XIX века. Многие богатые путешественники, оказавшись в Париже, посещали ателье по изготовлению физионотрасов: князья Барятинские, семейство Кушниковых, граф Александр Иванович Апраксин, князь Алексей Борисович Куракин, граф Григорий Владимирович Орлов, литератор и издатель Николай Иванович Греч и другие. Интерес представляют портреты коллекционера и знатока русской истории и древностей Павла Фёдоровича Карабанова и его супруги Варвары Ивановны, так как на выставке можно увидеть не только оттиски, но и медные доски, с которых они были сделаны.

Раздел "Наполеоновские войны" представляет галерею портретов выдающихся военных, отличившихся в Отечественной войне 1812 года и зарубежных походах русской армии. В экспозиции можно увидеть изображения генералов Фёдора Петровича Уварова и Петра Петровича Пассека, князей Валериана Григорьевича Мадатова и Петра Михайловича Волконского, историка Дмитрия Ивановича Ахшарумова, французского дворянина-эмигранта, служившего на благо России, Эммануила Францевича Сен-При и других.

Завершающий раздел "Светопись" посвящен редким дагеротипам, созданным на заре фотографии: представлены портреты Анны Петровны Керн, музы Александра Сергеевича Пушкина, парные портреты супругов Дёлер. В конце 1830-х годов фотография только начинала свой путь. К тому времени физионотрас стал любопытной исторической реликвией, недооцененной и малоизученной в России.

Важной частью экспозиции "Живой портрет... Волос в волос. Механическое рисование" станет действующий макет физионотраса. Специально для выставки по историческим чертежам XVIII века воссоздана портретная машина, позволяющая изготавливать профили на бумаге. Ее работа будет демонстрироваться на экскурсиях и образовательных мероприятиях.

К выставке подготовлены каталог, образовательная и инклюзивная программы.

Куратор: Ольга Аверьянова, доктор искусствоведения, заведующая отделом фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина

Сокуратор: Марина Давыдова, научный сотрудник отдела фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Даты выставки: 28 мая - 25 августа 2024

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (Москва, Волхонка, 14), залы 23-25

www.museum.ru/N84901
Ваше мнение »»

»»Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков
Адрес:город Москва, Волхонка, 14
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая"
Телефоны:(495) 697-15-46, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.06.2024  x    ?  


Выставка «Человек, который был Честертоном»

Русский музей впервые представил в Китае шедевры авангарда

Научная конференция "Анна Ахматова и …", посвященная 135-летию со дня рождения поэта

В Москве открылся Центр современного искусства AZ/ART

Выставка "Сопряжение" Алексея Замыцкого

Праздник Дома! Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на свой день рождения

Пушкинский музей запускает проект «Цветаевская коллекция»

Выставка "Союзные (Северные) конвои и ленд-лиз 1941-1945 гг."

Кант и Толстой: точки соприкосновения

Фестиваль «Ночи Барокко» в Музее-заповеднике "Архангельское"

Николай Рерих. Живопись. Графика. Документы

Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа

Презентация новой книги Константина Голодяева «Новосибирск ранний»

Персональная выставка Ольги Симоновой «Искры жизни - версия 3.0"

ХХII Международный карильонный фестиваль "Музыка над городом"

Выставка «Русский стиль: собрание русской старины Н.Л. Шабельской»

В сиянии Андреевского флага

Выставка «Серебряные сокровища Омана» в Музеях Московского Кремля

Комедия ошибок, или Два сказочника

Властитель Югры. Живопись и графика Геннадия Райшева

Выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона» в Томском областном художественном музее

Женщина в восточном костюме. Статуэтка работы Лили Брик на выставке в Музее петербургского авангарда

Выставка "Вначале была мечта" в Музее современного искусства АРТМУЗА

Бестиарий. Ежегодная выставка современных художников-анималистов в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru