Московский музей современного искусства в рамках Третьего Санкт-Петербургского Фотовернисажа в Центральном выставочном зале "Манеж", Санкт-Петербург представляет проект Алексея Гога "Киот".
Фотография никогда не ссорилась с церковью. Не то, чтобы фотография была лояльна, но ее природа воплощала в себе некие основы религиозного отношения к миру. Фотография была порождением, и являлась отражением, в ней был автор, но он был второстепенен по отношению к признанию творца и его промысла; она не искажала и доносила в чистоте. Такой, в основном, была фотография XIX века, чистая и непорочная, как сами представления религиозных мыслителей прошлого о природе идеального изображения.
Фотография в ХХ веке, осознанная как вид творчества, стала объектом и субъектом манипулирования, в своем стремлении к трансформации она утратила чистоту и ясность, но она и стремилась уйти от них. Фотография как инструмент, как медиа современного искусства стала носителем идей современного искусства, сначала модернизма, а потом и постмодернистких наслоений, она стала формой трансляции идей индивидуализма. Но всегда есть потенция к возвращению, потенция, заложенная в умах исповедников фотографии. Фотограф, занятый идеями света и ищущий форму идеального отражения реальности, неизбежно приходит к осознанию эмпирического потенциала фотографии как отражения и к попыткам найти его реальное воплощение.
Проект Алексея Гоги "Киот" соединяет в себе деструктурированный образ и деликатный фрагмент; смелую экспрессию человеческого тела и каноническую статуарность иконного образа. В проекте, созданном художником на протяжении пяти лет, выражено движение от динамического индивидуализма к внешней замкнутости изображения, тяготеющего к канону. Причем человек в фотографиях Гоги - актер моно-театра перед камерой обскура, древней, как сама идея изображения светом, тогда как икона предстоит новейшей, специально сконструированной автором (а оттого максимально индивидуалистической) оптической системе для макросъемки. Художник (фотограф - художник, выражающий свое "я" возможностями фотографии, живущий в ней, говорящий ее языком), усилием воли соединяет времена и идеи, разорванные до него традицией искусства прошлого столетия. Он связывает канатами, свернутыми из знания раннехристианской философии и осознания непознаваемости, непредсказуемости светового процесса фотографии, расходящиеся традиции: иконного, канонического, и экспрессивного, шокирующего. Подобного и неподобного, говоря языком древних. Причем, по мысли богослова VI века Псевдо-Дионисия Ареопагита, неподобное описание, символическое означение высокого ничуть не умаляет последнего, но, наоборот, еще выше славит его. "Киот" - проект, претендующий на масштабность и герметичность, магическое приближение к первоидеям, которое, впрочем, может быть прокомментировано со всей серьезностью отношения к чуду ученого или схоласта.
Алексей Гога известен на московской арт-сцене с конца 1980-х годов как художник, тщательно работающий с медиа и языком фотографии; первые его произведения, представленные широкой публике, были созданы с помощью камеры-обскура, в обращении с которой он достиг особенной утонченности. Он был участником множества групповых выставок в России и за рубежом, его произведения хранятся в музейных, корпоративных и частных собраниях современного искусства. Проект "Киот" состоит из 12 произведений. Проект "Киот" - это пятая персональная выставка художника.