20 октября в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка произведений известного немецкого фотографа и режиссера Георга Маттеса. На экспозиция представлено 5 видеоработ и около 100 цифровых фотографий и видеокадров.
Георг Маттес - известный журналист, карикатурист, режиссёр, фотограф и видеохудожник. В 1972 году он переехал из Дюссельдорфа (Германия) в Японию и стал учеником знаменитого сэнсэя-мангаки (мастера японской анимационной школы) Исиномори Сётаро в Токио. В течении 5 лет Маттес настойчиво и старательно придерживается указаний своего учителя, создавая собственный образ, индивидуальный стиль в создании "манги".
Слово "манга" довольно многозначно, это и политические карикатуры в газетах, и весьма популярные во всем мире японские рисованные мультфильмы. Но для японца это, прежде всего, комиксы. Ежегодно в Японии печатается 4,5 млрд. единиц книжно-журнальной продукции. Четверть из этого числа (около 1,2 млрд. экз.) приходится на комиксы (манги), выпускаемые в виде журналов или книг.
Благодаря своему упорству, в 1973 году Маттесу удается попасть на страницы крупных еженедельных и ежемесячных изданий, которым он с успехом продает свои творения. В 1976 году он получает свою первую премию в Японии за политический комикс, направленный против коррупции. Он создает иллюстрации для множества телефильмов, обложки для журналов, издает собственные книги и сотрудничает примерно с 650 телешоу, работает тележурналистом и представителем немецкого телевидения в Японии - это лишь некоторые виды его деятельности. В собственной еженедельной телепередаче, идущей на протяжении 6 лет, он наглядно представляет японские обороты речи и рисует мангу про отдельные слова и понятия. Передача, изначально запланированная на три месяца, оказалась настолько успешной, что шла несколько лет. После каждой серии, у ответственных за нее "холодели руки", и они спрашивали, "когда же подходящий момент извиниться перед публикой за шутки Георга Маттеса". Но такой момент так и не наступил.
На жизнь и творчество Георга Маттеса повлияли две очень разные культуры, и их влияние четко прослеживается в его работах. Он сам называет себя связующим звеном этих культур.
С 1978 года Маттес снял более 400 фильмов-танцев. Он был первым, кто снимал танцоров в Японии обнаженными (что в те времена еще было запрещено). Режиссер просил своих танцоров снять одежду и маски и освободить движения от заученных клише, а также вывел их на необычные площадки: под открытое небо перед японским храмом, в необычные архитектурные пространства, на перестроенную ракетную станцию или на луг посреди общественного парка. На съемочной площадке он дает танцорам краткие указания по содержанию (Ромео и Джульетта, ревность или развитие), не проводя никаких подробных обсуждений, никаких репетиций. Выход определен четко, все остальное - интуитивная импровизация каждого танцора. Маттес полностью доверяет ход действа танцорам, которые никогда не знают, как оно закончится ("я рассказываю историю и оставляю конец открытым"). Цель Маттеса - раскрытие потенциала простых движений японского танца. Музыкальное сопровождение всегда играло эстетически важную роль в киноработах Георга Маттеса. Многие фильмы автор озвучивал сам при помощи электронной техники.
В 1992 году Маттес получил во Франции первую премию за японский танцевальный фильм.
Георг Маттес вот уже более трёх десятилетий живёт поочередно в Дюссельдорфе и в Японии. За тридцать лет проведенных в Стране Восходящего Солнца, он успешно пробовал свои силы в различных областях. Его широкая известность, общественное признание и популярность обеспечены не только высоким уровнем его многочисленных телевыступлений, но его скромным поведением, "детской" открытостью и творческой увлеченностью игрой; безудержным любопытством и тонким юмором.
"Я хочу пробудить в профессиональном танцоре ребенка, независимого от его блестящего умения и танцевального расчета, ребенка только начинающего двигаться". (Георг Маттес)