НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Чудотворец был высокого роста…" в Строгановском дворце

c 22 декабря 2005 по 31 января 2006Санкт-Петербург
Работа Виталия Пушницкого
22 декабря в Строгановском дворце Государственного Русского музея открывается выставка "Чудотворец был высокого роста…", приуроченная к 100-летию со дня рождения Даниила Хармса и должна стать центральным событием хармсовского фестиваля.

Названием выставки служит цитата из повести Даниила Хармса "Старуха" (1939). Главный персонаж этого произведения наделен автобиографическими чертами, поэтому строчка сразу же отсылает и к реальному облику Хармса, а также к одному из главных мотивов судьбы и творчества писателя, каковым, несомненно, является мотив "чуда". "Хармс, - отмечают исследователи, - думал о чуде всю жизнь /.../ все его тексты - об этом".

В одном из своих произведений Даниил Хармс заметил: "Всякий рад подхватить хотя бы обрывки моих мыслей". Как нельзя более это утверждение справедливо по отношению к современному (нам, а не Хармсу) искусству. И не случайно. Как выяснилось с годами, в творчестве Хармса предсказана едва ли не вся проблематика актуальной художественной практики - от идей, тем, сюжетов, до языка, приемов и самого способа видения.

Хармс одним из первых ощутил кризис "системного мировоззрения" и понял, что "мир не я". Он писал о страхе, ужасе, одиночестве, бессмертии, смерти, исчезновении, небытии, бесконечности и пустоте. Любил магию чисел, знаки и буквы, шрифты и почерки, графические символы и математические формулы, занимался регистрацией предметов и явлений, стремясь определить границы бытия, "там" и "тут". Вступал в ироническую игру с "великими образами" (Пушкин, Гоголь, Достоевский) и охотно прибегал к стилевым аллюзиям. Исследовал саму способность словесной репрезентации реальности и довольно часто демонстрировал невозможность создания адекватного повествования о ней. Свое представление о мире Хармс излагал с помощью логики абсурда - соединял несоединимое, сопоставлял несопоставимое, нарушал установленные связи, менял привычные формы.

Обэриуты и Даниил Хармс оказали несомненное и серьезное "методологическое" воздействие на концептуализм и соц-арт - направления, магистральные для русского искусства второй половины ХХ века.

Еще более востребованным Хармс оказался в 1990-е годы, когда стихи и проза наконец-то были напечатаны в полном объеме. В это время родилась настоящая художественная хармсиада - целое движение (с постоянным ядром участников, с определенными организационными формами - выставки, конференции, фестивали, перформансы, издательство), сосредоточенное на Хармсе уже, так сказать, тематически. Оно, это движение, связанно с интерпретацией отдельных текстов, сквозных мотивов и символов, устойчивых предметов и персонажей, особенностей поэтики, но более всего - феномена личности (не случайно писатель часто присутствует здесь как персонаж) и самого "мира" Даниила Хармса.

Лидирующая роль в этом движении принадлежит тому типу произведений, который называют "книгой художника". В становлении жанра в его настоящем виде роль Хармса представляется неоспоримой. Именно обращение к его текстам, к его идеям и принципам обусловило выход за пределы чистой графики - к новому мышлению (объект, инсталляция) и обеспечило авторской книге место в пространстве актуального искусства.

"Книга художника" представлена на выставке - прежде всего главным автором и инициатором всего процесса Михаилом Карасиком, а также его давними соратниками по "Хармсиздату" Сергеем Якуниным и Петром Перевезенцевым. Однако особенность экспозиции в том, что поле эксперимента расширено: включены произведения, не имеющие к книге непосредственного отношения и выполненные в современных медийных техниках (например, видеоинсталляция Людмилы Беловой или макрофотографии Андрея Чежина). Появились и новые в этом контексте имена - Виталий Пушницкий, Владимир Козин, Дмитрий Горячев, та же Людмила Белова.

В составе экспозиции работы разного времени, произведения, уже демонстрировавшиеся на других выставках и специально созданные для этой. Тем самым подчеркивается устойчивость и глубина интереса к Хармсу, его внутренняя - "неюбилейная" - обоснованность.

Кроме названия, из повести взят на выставку символический предмет - чемодан, куда герой запихал мертвую старуху, от которой хотел избавиться. Обиходная вещь стала здесь метафорой страха, с ней связаны навязчивые состояния, фобии и комплексы. В экспозиции этот образ обретает особую значимость и появляется у разных авторов. Петр Перевезенцев укладывает в чемодан весь созданный им "архив Хармса" и тем самым напоминает нам о реальной судьбе рукописей писателя. Наследие Хармса, уместившееся в одном старом чемодане, чудом не погибло в блокадном Ленинграде. Оно было спасено благодаря близкому другу Хармса Якову Семеновичу Друскину. Символично, что нынешняя выставка организована при деятельном участии его сестры, Лидии Семеновны Друскиной.

Во время работы выставки на экспозиции будут проводиться мини-спектакли и чтения произведений Д.Хармса.

www.museum.ru/N24856
Ваше мнение »»

»»Строгановский дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Невский пр., 17
Проезд:Cт. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 571-8238
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 04.12.2023  x    ?  


Дни Эрмитажа – 2023

День Кунсткамеры

Выставка «Русский стиль» в музее-заповеднике «Коломенское»

Жемчужина Арктики. К 150-летию открытия архипелага Земля Франца-Иосифа

Выставочный проект «Путь на Север» в Архангельске

Церемония передачи артефактов конца XVII - начала XVIII веков Музею истории Кронштадта

Выставка "Тарусские страницы" во Всероссийском музее декоративного искусства

XXXIX областной фестиваль "Декабристские вечера", г. Иркутск

Выставка авторской куклы «Такие разные и прекрасные...»

«„Думай о времени!“ Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт

Пастернак, Шолохов, Солженицын и Бродский: ВДНХ приглашает на лекции о нобелевских лауреатах

Стать Романовым. Воспитание и образование детей российских императоров

Выставка «Другая сторона леса» китайского художника Лу Линя в Казани

Шедевры Гюстава Доре на выставке в Новосибирске

«Точка RU — Сибирь»

Презентация издания "Настоящий русский дом в Москве"

Рождество в Козульгороде

День Героев Отечества в Музее Победы

Выставка «Иконописные редкости» в Музее имени Андрея Рублева

Под знаком Зодиака. Памятники культуры с древнейших времен до наших дней из собрания Исторического музея

Выставочный проект «Благоукрашение храма Святого Саввы в Белграде» в МВК РАХ

Презентация книги «Хочется жить во всю силу…» в Музее AZ

Выставка «Что происходит под Новый год» во Всероссийском музее декоративного искусства

Маэстро перестроек. К 90-летию со дня рождения Н.Н. Воронцова

Межмузейный выставочный проект "Освобождение Европы…"

Выставка «За три моря. Странствия Афнасия Никитина» в Музее Востока

Щелкунчик и другие новогодние истории в Калининградском музее изобразительных искусств

Выставка "Современная книга художника" в Российской национальной библиотеке

Софья Матвеева – художник Главного ботанического сада

Научная ёлка в Музее современной истории России

Выставка работ художников Донецкой Народной республики в Петропавловской крепости

Фотоискусство в серебре. К 50-летию творческого коллектива фотоклуба «Волга», Нижний Новгород

Музей Академии художеств приглашает детей на Большой новогодний бал

Открытие новой экспозиции «Военно-санитарный музей. Советская медицина 1920-х – 1930-х гг.»

Выставка "Фарфор Парижа" в Музее-усадьбе "Кусково"

Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана

Выставка «Преемники. По стопам отцов» в Музее Победы

Подвигу твоему, Ленинград. От выставки к музею

Фестиваль "Рождество в Архангельском"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru