Выставка с таким необычным названием - обычное дело для Курганского областного художественного музея. Достаточно вспомнить хотя бы такие выставки, как "Идея рыбы", "Задворки", "Ностальгия по...", "Собака. Точка. Ру" и другие.
Насколько интересна новая выставка курганским зрителям, показали уже первые недели после ее открытия. Несмотря на загруженное подготовкой к зачетам и экзаменам время, выставку посетили преимущественно молодежные группы из разных учебных заведений города: университет, школа милиции, торгово-экономический, технологический и медицинский колледжи. "И это правильно, "- как любит повторять один известный курганский художник, кстати, тоже участник "яблочной выставки". Дело в том, что именно молодежная аудитория способна активнее всего откликнуться на вызов художников и принять условия их игры. Да-да, именно игры. Игры на фантазию и эрудицию, оригинальность мышления и чувство юмора. Последнее особенно важно, чтобы воспринять выставку легко и непринужденно, в свое удовольствие.
"Все дело в яблоке" - выставка концептуально-тематическая. 82 произведения 48 авторов объединяет на ней тема яблока как носителя множества символических, аллегорических, мифологических и ассоциативных значений и образов. При этом само изображение яблока не обязательно становится композиционным или содержательным центром произведения. Зачастую важен контекст, то есть яблоко служит лишь поводом для рассуждений, воспоминаний, ассоциативных параллелей в сознании зрителя. Потому так важен его жизненный опыт, а также интеллектуальный багаж и образовательный уровень. Чем они выше, тем более емким, многозначным воспринимается художественный образ произведения, тем интереснее такому зрителю смотреть подобную выставку.
Идея выставки раскрывается уже в ее названии. Яблоко преподносится как некая первопричина всех событий и поступков человека, зачастую их оправдывающая. Так лейтмотивом экспозиции стал мотив райского яблока, миф об Адаме и Еве. Сразу несколько авторов обращаются к этому вечному сюжету. Если у Юрия Козьминых он становится смысловым подтекстом в живописной композиции "Молодые", где изображена молодая пара в плодоносящем яблоневом саду, то в работах других авторов этот библейский миф представлен непосредственно. Это фрагмент керамического панно Сергея Гаврилова, в зримых образах знакомящего зрителя с самыми первыми страницами Книги Бытия. Это графический триптих Надежды Рябовой "Потерянный Рай" и живописная композиция Валерия Хорошаева "Ева. Грехопадение". Наконец, это скульптурный образ первой земной женщины, увиденный ироничным взглядом живописца Владимира Чалого, лихо соединившего современные пластические приемы Г. Мурра с архаикой могучего облика палеолитических "Венер". Его же кисти принадлежит экспрессивная композиция "Ева и яблоко", где автор снова насмешничает по поводу женской скромности и непорочности. Отзвуки "Евиного начала" слышны и в маленькой живописной композиции Алексея Кочарина "Девушка у окна", представившего молодую особу с обиженно надутыми губками явно в нетерпеливом ожидании своего "Адама" : она уже и яблоко приготовила, а он все не идет.
Многим знаком еще со школьной скамьи античный миф о суде Париса, где фигурирует яблоко раздора. В своей картине "Зависть богов" Ирина Аросланова проиллюстрировала этот классический мифологический сюжет, обратившись к современной фрагментарной, кадровой композиции.
Этот же миф вспоминается просвещенным зрителем при знакомстве с живописной работой Виктора Архипова "Женсовет", которая в слегка шутливой форме являет сцену чаепития после бани в женской кампании. Три обнаженных героини разного возраста и комплекции явно напоминают трех богинь, а роль Париса досталась малышу-голышу, допущенному в женское общество. К тому же, яблочко на столе служит ненавязчивой подсказкой для зрителя в поисках "двойного дна" в этой, на первый взгляд, типично жанровой, бытовой композиции.
Хотя миф о древнеримской богине садов и плодородия Помоне оказался вне поля зрения авторов выставки, однако ассоциации с ним все равно возникают при взгляде на пышнотелую обнаженную красавицу в венке из рябины и с яблоком в руке, героиню аллегорической композиции Владимира Чалого "Осень".
Тема яблока как плода с древа познания добра и зла звучит на выставке не один раз.
В скульптурной композиции москвички Е. Лозовой "Яблоня. Человек и природа" бронзовая фигура матери с ребенком под яблоней воспринимается одновременно на бытовом уровне (жанровая сцена в саду) и на философском, символическом. В руке у матери яблоко. Она предлагает его ребенку, тем самым открывая ему путь познания добра и зла, себя и мира, ведь каждое новое поколение обогащает человеческую цивилизацию новыми научными открытиями, техническим прогрессом.
Продолжает тему яблока как символа познания ряд графических произведений Станислава Кежова. В его натюрмортных композиция яблоко довольно популярный предмет, причем далеко не случайный. Вдумчивый зритель обязательно почувствует связанный с ним символический подтекст. Так в композиции "Натюрморт с чертежом" яблоко рядом с чертежом паровой машины и чашей с вином воспринимается именно как символический плод с древа познания добра и зла, ведь часто научные открытия и технические изобретения облегчали жизнь человека, но часто они же приносили ему страдания, а сами ученые становились жертвами собственных экспериментов. Вот почему чаша с вином наводит на мысль о жертвенной чаше, а надпись на чертеже "Усовершенствованная паровая машина" напоминает о бесконечном желании человека совершенствоваться в своих познаниях.
А вот новая композиция С. Кежова "Кальвадос - научный подход" знакомит зрителей с рецептом и технологией изготовления яблочного вина Кальвадос. Автор тщательно зарисовал все винодельческие емкости и приборы, до боли напоминающие прозаический самогонный аппарат, на что иронично намекает наш русский граненый стакан, а также перечисляет разнообразные физические и химические формулы, оправдывая свой научный подход к щекотливой теме не столько виноделия, сколько винопития. Да и яблоко неспроста считается плодом соблазна, причем не только к любви, но и к другому греху, ведь алкоголь называют зеленым змием отнюдь не случайно...
Ироничных, шутливых интонаций слышится на выставке довольно много. С чувством юмора у авторов оказалось все в порядке. Представим, например, нашу рядовую современницу в конце рабочей недели, в пятницу. Какая она будет? - Правильно, уже никакая. Вот об этом же повествует и однофигурная композиция Виктора Левина, смешная до слез (скорее, смех сквозь слезы). А яблоко у него, румяное, яркое, так и дразнится, так и соблазняет...
Ювелир Анатолий Дубровин взял и устроил розыгрыш для простодушного зрителя: если бы даже и мог он воспользоваться лупой, пытаясь разглядеть миниатюрное яблочко в игольном ушке, все равно бы не увидел, - его там попросту нет! Достаточно обратить внимание на авторское название "Золотое яблоко Остапа"- и все станет ясно.
Неожиданней всех поступил Герман Травников : вместо картины, он принес банку с компотом из яблок, подписав как "Артефакт от Травникова". В таком виде этот объект и красуется на выставке. Почему нет? Выставка ведь концептуально-тематическая.
Именно с этих позиций и следует рассматривать присутствие рядом с произведениями искусства совершенно бытовых предметов, тематически, сюжетно связанных с ними и образующих так называемые инсталляции. Это парфюмерия и бытовая химия, продукты детского питания и продукция для садоводов, все , естественно с яблочными отдушками, вкусами и т.п.
Многие художники, не мудрствуя лукаво, принесли на выставку свои яблочные натюрморты. Яблоки на них самых разных сортов, формы, цвета и, кажется, вкуса и запаха. Это работы Вячеслава Пичугина и Валентина Коршунова, Геннадия Иванчина и Николая Устюжанина, Бориса Синицына и Михаила Казанцева, и мн. др.
Не обошлось и без пейзажей с цветущими садами. Самый душевный - Валериана Федоровича Илюшина из фондов музея "Яблони в цвету". Таким был наш Курган в середине 60-х годов. Просто город-сад! И замечательный повод для разговора с о зрителями о благоустройстве и экологии в нашем городе.
Более всего , быть может, зрителя удивит присутствие в зале настоящего яблоневого деревца, на голых ветвях которого подвешены настоящие яблоки. Это постарались гости вернисажа, наряжая яблоньку, как елочку, а может, вспоминая традиции древних поклонников деревьев, т. н. друидов. Закрытие выставки приурочено к празднику Яблочный Спас (6 августа). В планах музея устроить яблочное пиршество, благо к тому времени яблок у всех в садах видимо-невидимо. А пока зритель может полюбоваться на радостную, многоцветную композицию Татьяны Ивановой "Яблочный Спас" и узнать о традиции этого праздника у нас на Руси.
Идея проведения выставки "Все дело в яблоке" явно привлекла курганских художников
Треть произведений была создана непосредственно к выставке. Кажется, залы не пустуют, зрители удивлены или озадачены, довольны или заинтригованы. Каждому свое. И это правильно!
Светлана Кулакова, куратор выставки.
Дополнительно о выставке http://www.museum.ru/N26993