28 сентября будет исполнена последняя воля императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III, матери последнего российского императора Николая II - ее прах обретет покой в фамильной усыпальнице дома Романовых, соборе Петропавловской крепости. В преддверии этого события музеи Петербурга объединились и создали удивительную экспозицию "Император Александр III и императрица Мария Федоровна". Выставка эта стала первым событием в череде мемориальных мероприятий посвященных этой дате, а также и 140-летию прибытия в нашу страну датской принцессы Луизы Софии Фредерики Дагмар, вошедшей в историю России под именем Марии Федоровны…
С династией Романовых, а следовательно и с Россией, будущую императрицу судьба связала даже ранее, чем с Великим князем и будущем императором Александром. Ведь первоначально принцессе Дагмар предстояло стать женой его старшего брата, наследника престола Николая Александровича. И только ранняя смерть последнего сделала возможным этот союз длившийся почти три десятилетия. Всего же в России датская принцесса прожила 53 года и лишь революция, унесшая жизни многих членов ее семьи, в том числе двух сыновей и внуков, вынудила Марию Федоровну покинуть страну.
О чем же получилась эта выставка? О жизни монаршей четы? О жизни страны в их правление? Да, об этом, но еще и многом другом. В разнообразии экспонатов (здесь вы найдете все от статуэток датского фарфора до … пушки) хроника трех царствований, память о пяти десятилетиях жизни России. Парадные портреты венценосных особ (кстати, большинство из них зрителям обычно не доступно так, как в числе экспонатов постоянных экспозиций музеев произведения эти не значится, хотя и принадлежат кисти таких мастеров как, например, Иван Крамской и братья Маковские) соседствуют с живописным конспектом войн. И в первую очередь победоносной русско-турецкой кампании 1877-1878 годов (полотна эти появляются на публике чаще, но также к центральным экспонатам музеев не относятся). Так, что у посетителей выставки есть шанс узнать много нового не только о жизни Александра III и его супруги, но и о творчестве художников той эпохи. К тому же даже известные произведения мастеров живописи и графики совершенно иначе, по-новому воспринимаются в соседстве с фотохроникой запечатленных событий.
Выставку в Манеже можно смело назвать выставкой контрастов. Так изысканные и филигранные произведений восточных ювелиров расположились здесь в непосредственной близости от витрин с обмундированием и инвентарем сотрудников Красного креста времен Первой мировой войны (организации этой недаром уделено столь пристальное внимание - много лет ее Августейшей Покровительницей была императрица Мария Федоровна). А изысканные туалеты - с мало эстетичным вооружением рубежа веков.
Прошли десятилетия, но события, о которых рассказывают экспонаты выставки, не перестают вызывать интерес и самые ожесточенные споры. Ведь именно в последних, роковых десятилетиях жизни империи пытаемся мы найти ответы на вопросы современности.
Возможным же осуществление этого проекта стало благодаря сотрудничеству: Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, государственных музеев-заповедников: "Царское Село", "Гатчина" и "Павловск", Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Российского этнографического музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Центрального военно-морского музея, Литературного музея Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, а также архивов Санкт-Петербурга и Москвы.
О выставке, посвященной Марии Федоровне, в Москве http://museum.ru/N28085
(с) Музеи России