C 1 по 12 ноября в Фотогалерее имени братьев Люмьер состоится юбилейная выставка "Московские фотографические коллекции".
За пять лет существования Фотогалерея собрала уникальную коллекцию, в которой представлены фотографии отечественных классиков Бориса Игнатовича, Александра Гринберга, Якова Халипа, Василия Егорова, Наума Грановского, работы известных зарубежных мастеров Хорст П.Хорста, Уильяма Кляйна, Джока Сторжеса, Ритца. Кураторы галереи постоянно работает с архивами фотографов, а также произведениями современных фотохудожников - Сергеем Конюховым, Ефросиной Лаврухиной, Павлом Кисилевым, Дмитрием Донским и другими.
Одной из основных задач Галереи - помощь в создании частных и корпоративных фотографических коллекций. Именно теме коллекционирования будет посвещена эта выставка, которая займет весь антресольный этаж ЦДХ.
В юбилейной выставке примут участие крупнейшие Московские коллекционеры фотографии. Впервые в России зрители увидят ценнейшие экземпляры фотографических коллекций Москвы, в обычной жизни скрытые за дверями офисов, банков или частных домов их владельцев.
Коллекция фотогалереи имени братьев Люмьер будет представлена новыми, а также уже известными и любимыми фотографиями русских и зарубежных фотографов.
В России есть фотографы с мировыми именами, есть традиции собирательства (богатая коллекция российской фотографии XIX века была у Русского фотографического общества). Частные коллекции в советское время существовали скорее как исключения. Сегодня в России "качественные" фотографические собрания до сих пор остаются редкостью.
Коллекционирование немыслимо без рынка. На Западе фотографический рынок давно структурирован. Аукционные дома, включая такие крупнейшие как Sotheby's и Christie's, проводят торги по фотографическим работам. В 2006 году на нью-йоркском аукционе Sotheby's снимок Эдварда Стейхена "Пруд. Лунный свет" был продан за 2,9 миллиона долларов. Этот отпечаток, выполненный в 1904 году, стал самым дорогим в истории фотографических аукционов. А когда-то, покупая отпечатки Эдуарда Стейхена, Альфред Стиглиц платил ему от 50 до 100 долларов за каждую работу. И эти суммы выглядели вполне солидными.
Фотографию сначала оценили как историческое свидетельство. Затем уже - как художественное произведение. Важнейшим этапом на пути этого признания была не только работа самих фотографов, но и работа таких кураторов выставок, как Стиглиц. Трудно так же переоценить его работу как редактора фотографического журнала и организатора общества "Фото-Сецессион". Его последователь и соратник Эдуард Стейхен позже возглавит отдел фотографии в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В МОМА такой отдел был официально создан в 1940 году, три года спустя после этапной выставки "Фотография. 1839-1937", подготовленной Бомонтом Ньюхоллом. Ньюхолл напишет первую историю фотографии.
Только после того, как фотография была признана знатоками, стала частью музейных экспозиций, получила признание на выставках и в прессе, то есть после того, как она воспринимается как ценность, начинают появляться частные фотографические коллекции.
Впрочем, собирание работ российских (в том числе советских) классиков интересно не только по соображениям возможной выгоды. Фотография - искусство, отсылающее к реальности. Ролан Барт в знаменитой книге "Camera lucida" заметил: "Реалисты, к числу которых принадлежу и я (…), принимают фото отнюдь не за "копию" реального, а за эманацию прошлой реальности, за магию, а не за искусство". Эти магические свойства светописи объясняют отчасти интерес к отечественной фотографии как открытию, познанию родной реальности, неважно прошлой или нынешней.