В ряду молодых татарских художников-графиков, сформировавшихся в 1920-е годы, самой яркой фигурой безусловно является Фаик Шакирджанович Тагиров, значение творчества которого как художника книги, художника шрифта, учёного далеко выходит за пределы Татарской Республики. Место рядом с ним по праву занимает Александра Николаевна Коробкова - замечательный рисовальщик, кардинально улучшившая облик нескольких казанских татарских журналов, соавтор ряда работ Тагирова в области книжного дизайна, позднеё шрифта, а главное - его жена, друг и единомышленник, хранитель наследия художника.
Творчество Фаика Тагирова - явление уникальное и в то же время закономерное, результат слияния индивидуальных и наследственных качеств личности, воспитанных на сознательном синтезе национальных и европейских традиций, получивших благоприятную почву для развития в послереволюционный период. Для творческой индивидуальности Тагирова оказался наиболее органичен стиль, рожденный революционной эпохой, - конструктивизм. Именно в нем смогли наиболее полно проявиться качества, генетически свойственные татарскому художнику - увлечение графикой, книгой, шрифтом.
Свободные, экспериментаторские двадцатые годы прошлого столетия позволили Тагирову создать новый, остро современный облик татарской книги, базирующийся в то же время на глубоко понятой национальной специфике. В суровые тридцатые, когда эксперименты предыдущего десятилетия оказались неугодны власти, Тагиров, не изменив своему художественному кредо, нашел адекватную форму для самовыражения, полностью перейдя в область, соединяющую искусство, науку и производство, - создание шрифтов, в полной мере реализовав в своем творчестве одну из основных установок конструктивизма на производственное искусство.
Деятельность и значение Тагирова как дизайнера книги не ограничивается только татарским искусством. Со второй половины 1920-х художник становится полноправным участником процесса создания русской советской книги. Неоднократно его работы были отмечены советской и зарубежной печатью и становились предметами оживленных дискуссий с неоднозначными оценками. Тагировым в 1920-30-е годы оформлено около 30 книг в восьми крупнейших издательствах страны, разработано несколько видов арабских шрифтов, шрифта яналиф для татарской полиграфии, им и руководимой им с 1938 лабораторией шрифта при научно-исследовательском институте полиграфической и издательской техники ОГИЗа РСФСР разработаны десятки новых шрифтов на языках народов СССР, что давало возможность Союзу уже в 1930-е избавляться от зависимости от иностранных производств. В 1950-60-е годы Тагировым были разработаны шрифты на языках уйгурском, корейском, хинди и др., всего им осуществлено более 180 научных исследований и изобретений в области шрифтологии, визуального восприятия, технологии полиграфических производственных процессов.
На выставке представлены произведения Тагирова и Коробковой из фондов ГМИИ РТ, коллекция которых начала складываться в 1979 после первой персональной выставки художников, прошедшей в музее. Большую часть экспозиции составляют работы из собрания семьи, в которой хранится обширнейший архив, включающий как документальные, так и изобразительные материалы, позволяющие проследить эволюцию художников. Учебные работы - натурщики, упражнения с цветом и формой, опыты в разных техниках гравюры дают представление о той серьёзной школе, которую прошли авторы. Работы по дизайну книг и журналов, плакаты, образцы малых полиграфических форм, станковые листы демонстрируют широкий диапазон художественных средств, которыми свободно пользовались Тагиров и Коробкова.
Улемнова Ольга