НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Эдуард Мане. Edouard Manet. Певец парижской жизни

24 июля 2007
Эдуард Мане. Олимпия, 1863. Лувр
Эдуард Мане. Балкон, 1869. Лувр
Эдуард Мане. Расстрел императора Максимилиана, 1867. Городская художественная галерея, Манхейм
Эдуард Мане. Клод Моне в лодке, 1874. Новая Пинакотека, Мюнхен
Эдуард Мане. Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882. Институт Курто, Лондон
Прижизненную славу художнику обеспечили разгромные статьи критиков с завидной регулярностью появлявшиеся в периодических изданиях. Сегодня с творчества Эдуарда Мане (1832 - 1883) принято начинать рассказ о рождении современного искусства. И в первую очередь с его именем связывают появление импрессионизма. Хотя кровного родства между творчеством последнего и течением, которое возглавил Клод Моне, нет. Мане принадлежит честь быть, если можно так выразиться, духовным отцом импрессионизма. Его творчество предопределило саму возможность его появления. Позднее Мане и вовсе некоторое время работал в манере, свойственной молодым коллегам. Так под влиянием Моне он создает свою первую картину на пленэре.

Художественное образование Мане получил в мастерской Кутюра. Художника чтившего законы и каноны неоклассицизма и отдававшего предпочтение сюжетам из античной жизни (ныне наибольшей известностью пользуется его картина, посвященная римлянам времен упадка империи). Поэтому не удивительно, что вскоре учитель отрекся от ученика принципиально не желавшего следовать пути академизма. Однако, в отличие от Моне, Мане чтил старых мастеров. В первую очередь испанцев и венецианцев.

И первые работы демонстрируют романтическую влюбленность в Испанию ("Лола из Валенсии" 1862, Лувр, "Гитареро" 1860, Музей Метрополитен).

По собственному выражению Мане он "жил своим временем и изображал то, что видел перед собой". Первое изображение сцены из парижской жизни появляется из-под его кисти в 1861 году - это было "Музыка в Тюильри" (Национальная галерея, Лондон). Однако парижской публике она почему-то не понравилась.

Правда, при виде представленных два года спустя "Завтрака на траве" и "Олимпии", ныне украшающих собрание Лувра, достопочтенная публика и вовсе хваталась за зонтики и несвежие овощи, направляясь в атаку на эти странные (на ее взгляд) произведения. Что же так взволновало и возмутило добропорядочных буржуа? Женская обнаженная натура. Вернее тот факт, что ее появление не оправдывается сюжетом. Художник посмел изобразить обнаженной современную женщину (на обеих картинах запечатлена Викторина Меран, бывшая постоянной натурщицей Мане) и даже не пытался скрыть сей возмутительный, подрывающий нравственные устои факт. Если бы он избрал предметом изображения образ Венеры, Артемиды, нимфы или Данаи реакция была бы иной. А так между героями картин и зрителями исчезал привычный музейный барьер.

Вопреки общественному мнению художник продолжил работать в выбранной однажды манере. Мгновения из повседневной жизни появляются на его холстах "Балкон" (1868-1869, Лувр) и, например, "Завтрак в мастерской" (1868, Баварское государственное художественное собрание). Здесь он в своей стихии, в любом самом простом и обыденном действии он умел находить обаяние и поэзию. А вот исторические полотна ему не удавались. О чем свидетельствует попытка написать расстрел императора Максимилиана (1867, Городская художественная галерея, Мангейм) - события произошедшее в Мексике, результат внешней политики Наполеона III. Зато Ренуар мог сказать: "единственная казнь, которую я допускаю, это казнь Максимилиана в картине Мане. Красота черных пятен оправдывает грубость сюжета".

Лучшие "импрессионистические" полотна Мане, как Моне с котором критики его порой путали, пишет в Аржантее. Среди шедевров кисти Мане того времени, в том числе портрет Клода Моне ("Клод Моне в лодке" 1874, Новая Пинакотека; Мюнхен).

В поздних работах художник возвращается к стилю "доимпрессионистического" периода. Вновь мелькают в живописном калейдоскопе сцены из парижской жизни. К ним относится и последняя его работа - "Бар в Фоли-Бержер" (1881-1882, Институт Курто, Лондон), где чудесным образом вульгарная повседневность преображается живописью в поэтический мир грез.

(с) Музеи России

Сайт Музея д' Орсэ: http://www.musee-orsay.fr

Сайт Лувра: www.louvre.fr Перевод официального сайта музея: http://louvre.historic.ru

Сайт Лондонской Национальной галереи http://www.nationalgallery.org.uk/

Другие материалы о французском искусстве второй половины XIX века Интернет Портала "Музеи России":

Музей д' Орсэ. Musee d'Orsay. Как импрессионизм покорил весь мир: http://www.museum.ru/N26105

Импрессионизм. Impressionnisme. Художники с Бульвара Капуцинок: http://www.museum.ru/N27955

Клод Моне. Claude Monet. Рафаэль воды: http://www.museum.ru/N27952

www.museum.ru/N29537
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 25.09.2020  x    ?  


Открытие филиала Государственного исторического музея в Туле

Выставка «Наследник российского престола. Воспитание Петергофом» в Богородицке

Открытие выставки «Энергия жизни» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Выставка Московской международной биеннале «Золотая пчела» в Новой Третьяковке

Персональная выставка Евгения Чернышёва "Цвет Ы"

Выставка работ Валерия Кононенко "Избранное. Графика. Скульптура"

Участие Астраханской картинной галереи в проекте «Рыцарь мечты. Виктор Борисов-Мусатов»

Тематическая неделя "Памяти Ф.Г. Углова" в Военно-медицинском музее

Выставка «Музыка моря»

Презентация книги Вячеслава Никитина «Состязание с бурей. Финская радиоразведка против СССР»

"Мои Соловки" распахивают двери

Выставка произведений Павла Тураева «Изоморфная трансформация» в Российской академии художеств

«Прометей космического века» - к 80-летию со дня рождения Булата Галеева

"Театр художника Серебровского" в Доме-музее А.Н. Островского

Выставка «Шумовые машины»: открываем тайны звука

#СобачкаВоскресная в Пушкинском: книга Сурии Садековой и новый музейный маршрут

Выставка «32 августа» для тех, кто не хочет расставаться с летом

90 лет образования ГУЛАГа

Мероприятия Санкт-Петербургского музея хлеба в рамках X Форума малых музеев

«Жизнь подарила увидеть…» - выставка кинооператора и фотохудожника Анатолия Заболоцкого в Вологде

Человек державный. К 95-летию со дня рождения Петра Оссовского

Соглашение о сотрудничестве между Центральным музеем железнодорожного транспорта и СПБГУ

Фестиваль науки 2020 в Дарвиновском музее

Зарисовки уголков Сибири

Выставка Евгения Молева "Над Русью облака"

«Выход из тени» - выставка произведений из коллекции Русского музея в Курске

История одного экспоната. Е.А. Киселева. Автопортрет «У себя»

Максим Дюсьметов. Живопись. Графика


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru