НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Приют семейного отдохновения

c 11 апреля по 30 сентября 2007Санкт-Петербург
Павловский дворец
Павловский дворец
Человеку свойственно мечтать о счастье. Вспомните сами - пожалуй, более щедрого и доброго чувства и не найти, чем когда в волнительный момент или в важные торжественные минуты мы выражаем пожелания счастья, обращаясь друг к другу. О счастье много думают, пишут стихи, романсы, философские трактаты. Великие ученые мужи формулируют научные определения, которые, по их пониманию должны отражать суть этого самого состояния - человеческого счастья. И все бы с их слов было ясно и понятно, да вот только примеров человеческого счастья они приводят мало. Да и счастья полного, как думается, нет, да и быть не может, если только не учитывать состояние полусознательного беззаботного детства, так скоротечного. Ведь счастье зависит, собственно, и не столько от самого человека, сколько от людей и условий его окружающих, от факторов самого разнообразного и неожиданного свойства, и поэтому нам всегда чего-то не хватает для полного счастья…

Тем не менее, в широком обывательском сознании бытует романтическое представление о том, что вот уж сильные мира сего, непременно счастливы по настоящему. Кому как не им, королям, императорам, олигархам даны все основания ощущать себя счастливыми. Ведь все первичные признаки их счастливого бытования вот вам, на лицо. И безграничная власть, и богатство, и роскошь плотских и эстетических удовольствий, и полная свобода действий, помыслов - все, казалось бы доступно! Так счастливы ли они? Каким оно было, царское счастье?

История Павловского дворца самым непосредственным образом связана с той самой мечтой и идеей устройства человеческого счастья, хотя бы в пределах одной, отдельно взятой семьи. Собственно и строился этот дворец именно с этой целью, как храм, где должна найти приют и полное воплощение эта полусказочная философская идиома - счастье.

Кто как не она, Екатерина Великая, первая российская императрица, обладавшая энциклопедическими знаниями и страстно исповедовавшая гуманистические идеалы, могла в пылу своих многочисленных фантазий и проектов взяться и за этот, столь замечательный своим ожидаемым результатом замысел - устройство Дворца Семейного Счастья, тем более, что кроме общефилософских задач, к тому было немало и простых практических причин. К своим пятидесяти годам своего семейного счастья ей так и не довелось пережить. К этому же, добавилась горечь и досада за нескладность жизни сына своего, Павла Петровича, схоронившего первую свою жену, Наталью Алексеевну (14.06.1755 - 15.04.1776), принцессу Вильгельмину Луизу Гессен-Дармштадтскую. Брак этот был ранним и несчастливым. И не только из-за смерти Натальи при родах ребенка, но еще и по причине той раскрывшейся тайны, которую безутешному вдовцу преподнесла мать, предъявив Павлу пачку любовных писем к покойной жене от его лучшего друга графа Разумовского. К этому было еще и добавлено - "Успокойтесь, ребенок был не от вас!"…

После всего, устройством судьбы сына решено было заняться безотлагательно и с полным тщанием. Это было важно, в том числе и для того, чтобы заботы о семье и собственном доме отвлекли Великого князя от политики и государственной жизни. Опыт, преподанный Екатерине покойной невесткой, в личных бумагах которой были найдены прожекты Андрея Разумовского по устранению императрицы от власти, с передачей управления Павлу, тому немало способствовал. Тут то, после удачно подобранной партии, в лице семнадцатилетней принцессы Софьи Доротеи Вюртембергской, в православии нареченной Марией Федоровной (14.10.1759 - 24.02.1828), после рождения восторженно принятого младенца, Александра, молодым и был сделан богатый подарок - триста шестьдесят две десятины земли с "лесами, пашнями и двумя деревнями с крестьянами" в трех-четырех верстах к юговостоку от Царского Села, на берегах реки Славянки. По замыслу венценосной матушки здесь и следовало вить гнездо семейного счастья Павла Петровича. Село Павловское должно было стать приютом тихой и размеренной семейной жизни, на что и посланы были помыслы и средства.

Собственно сам дворец появился не сразу. Но в его архитектуре, так же, как и во всем идейном замысле, усматриваются все те же философские и символические образы, направленные на культивирование идеалов дружбы, добра и семейного счастья. Проектируемый Чарльзом Камероном, начавшим свою деятельность в России с сооружения Храма Дружбы в Павловске, который молодые заказали архитектору, явно желая угодить, запечатлеть свою признательность и почитание Императрице, дворец идею храма воплотил в образе купольной части, перепевом повторяя Храм Дружбы. Но не только архитектурными образами закреплялась сокровенная мысль о мире и счастье. Стены предстояло наполнить подобным же образом устроенной жизнью. И тут, судьбе было угодно, чтобы мечты Екатерины вошли в полный резонанс с чаяньями и устремлениями самой хранительницы семейного очага Павла Петровича, его прелестной супруги Марии Федоровны. Павловская усадьба становится, пожалуй, если не единственным, то самым важным смыслом всей ее жизни. С первых дней своего проживания в Павловском она принимается за воплощение образа, схожего с тем, который остался в воспоминаниях об отроческих годах, проведенных на родине в Монбельяре и Этале, летней резиденции родителей, а также в садах Гогенхейма дяди Леопольда Вюртембергского, где формировались ее собственные представления о будущем семейном уюте. Незатейливые пасторальные мотивы родины отразились в постройке первых парковых павильонов - Эрмитажа, Шарбоньера и Старого Шале. К этому добавились и новые повторы, привнесенные в композицию усадьбы после возвращения молодых супругов из путешествия в Европу. На этот раз Мария Федоровна захотела устроить многое в своем Павловске так, как это было у Марии-Антуанетты в Трианоне.

Но самое главное - это сам образ и уклад всей семейной жизни, который успешно воплощался в явь, молодой мечтательницей о счастье. Есть все основания полагать, что в истории династии Романовых семья Павла I была первой и единственной в XVIII столетии семьей соответствующей этому понятию в европейском смысле. Это касается и того, как изначально строились отношения супругов, и того, как желанны были дети в этой семье, и как они воспитывались, получали образование, как приобретали увлечения, делавшие их жизнь богатой и разнообразной. В общем, когда в упоминании о Павловском дворце мы можем слышать употребление нарицательного имени Дворец Семейного Счастья - все, кажется, и впрямь вполне соответствующим всплывающем в сознании образам идиллии и всеобщего умиротворения. К тому и реальных, подтверждающих эту мысль, фактов и доказательств наберется количество несчетное. И все же, рассматривать судьбу дворца, и его обитателей только в идиллическом свете, вне контекста непростого семейного союза Павла Петровича и Марии Федоровны, длившегося без малого четверть века, было бы неправильно. А непростые отношения взрослых - молодых и Екатерины, супругов и их детей, братьев и сестер между собой, имели отражение на линии жизни каждого из обитателей, вовлеченных в этот замысловатый узел семейственных взаимозависимостей. Таким образом, и вся история Дворца Семейного Счастья до самых до краев наполнена самыми необычными страстями, имевшими непосредственное отражение на судьбах людей связанных с дворцом. И убедиться в этом, совсем не сложно, если проанализировать житейские перипетии каждого из обитателей Дворца Семейного Счастья.

Государственный музей-заповедник "Павловск" принимается за разработку новой общественно-просветительской программы, большого музейного праздника "День Семьи", ежегодное проведение которого планируется на конец сентября, традиционный для России сезон свадеб. Конец сентября в этой связи важен для ГМЗ "Павловск" в том числе и потому, что 26 числа состоялось бракосочетание Павла Петровича и Марии Федоровны, чья семейная жизнь послужила важным началом самой истории дворца и города Павловска.

Главный специалист по связям с общественностью ГМЗ "Павловск", Заслуженный работник культуры РФ, В.Васильев.

www.museum.ru/N30783
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-заповедник "Павловск"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 452-1536, 452-1214 (отд.культурных программ)
сайт:pavlovskmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 05.05.2024  x    ?  


Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

"Вернисаж Музея Победы"

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Сад души» в Староладожском музее

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Открытие Центра современного искусства AZ/ART в Москве

Выставка работ Гавриила Лубнина в KGallery

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка «Золото древних степей» в Центре «Эрмитаж-Сибирь»

История одной книги. Александр Блок. Король на площади

Выставка "В едином строю волонтёр и солдат" в Угличском музее

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Ордена военные напомнят…»

«По России в свите Наследника…»

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Выставка «Уникум из Амурска» в Дальневосточном художественном музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru