Родившаяся в Европе, акция "Ночь музеев" успешно привилась и пошла в рост на российской почве. Во всяком случае, число петербургских музеев, принимающих в ней участие, год от года возрастает. В этот раз, пожалуй, наиболее масштабная программы была подготовлена Государственным музеем истории Санкт-Петербурга.
Одно из наиболее зрелищных представлений, из предложенных вниманию своих посетителей музеем, прошло по адресу Английская набережная, 44 - в особняке Румянцева. Который встречал гостей полумраком вестибюля и шелестом голосов приглашенных.
Ночь, если верить сказкам и легендам, волшебное время. Время, когда настоящее может встретиться с прошлым. Когда житель Петербурга XXI столетия может оказаться в залах, освещенных свечами, в обществе дам и кавалеров в пудреных париках и пышных нарядах, которыми знаменит галантный век. Этой ночью они помогли актерам Ивану Краско и Екатерине Толубеевой воскресить историю жизни одного из наиболее примечательных владельцев дома 44 - графа Николая Петровича Румянцева. Бой часов возвестил о начале представления.
Итак. Дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни, - провозгласил расторопный дворецкий, - Добро пожаловать в прошлое! Под звуки менуэта, в котором кружат пары на паркете, и который сам граф, наверное, не раз имел удовольствие танцевать на многочисленных балах, где канцлер Российской империи был, конечно, желанным гостем, началось это путешествие.
Вслед за дворецким в коричневом сюртуке, как Алиса за белым кроликом, зрители отправились в путь, в свою Страну чудес музейной ночи. Мимо лакеев в алых ливреях, освещающих дорогу свечами в ветвистых канделябрах в зал, ставшей фоном для картины эпохи рококо. Только ее персонажи не были написаны маслом на холсте, это даже не восковые персоны. Это актеры. Некогда в России, особенно во второй половине XIX столетия, подобные "живые картины" были необычайно популярным аттракционом.
Когда дамы и кавалеры оживают, начинается рассказ. Обязанность же "гостей" вечера из XVIII столетия было иллюстрировать слова актеров. Историю графа Николая Петровича Румянцева. Потомка знатной дворянской фамилии (согласно же неофициальной, но полярной, версии родословной и вовсе внука Петра Великого) известного политика, дипломата, коллекционера и мецената.
Есть мнение, что настоящий режиссер, в случае необходимости, может создать увлекательный спектакль, даже на основе железнодорожного расписания. Задача Музея истории Петербурга была немного проще. Превратить лекцию в увлекательное зрелище. А скучающую и пресыщенную аудиторию - в зрителей, заворожено следящих за происходящим на их глазах действием. Задача может и более простая, но не профильная и для наших музеев не привычная. Нет, конечно, спектакль был поставлен профессионалом - режиссером Владимир Фунтусовым. Но ведь сначала музей должен придумать эту ночь. И, надо сказать, у него это неплохо получилось.
Так, что сегодня можно констатировать - проект "Ночь в музее" оказывает на музеи Северной Венеции исключительно положительное влияние. Хотелось бы верить, что скоро не только в музейную, но и в другие дни и ночи музеи будут радовать своих посетителей необычными экскурсиями, лекциями, спектаклями.
(с) Музеи России