1 октября ему исполнилось бы 80. Казалось бы совсем недавно друзья и коллеги Олега Николаевича собрались у него дома. Получился шумный, веселый, но немного грустный праздник любимого друга, режиссера, артиста. Много шутили - в актерской среде невозможно без воспоминаний о курьезных случаях из жизни боготворяемого Олегом Николаевичем театра.
Приехал Михаил Сергеевич Горбачев. Планировал минут сорок, пробыл часа три. Они часто разговаривали по телефону, Михаил Сергеевич приходил на все премьеры Олега Николаевича во МХАТ им.А.П.Чехова - "Горе от ума", "Борис Годунов", "Три сестры". С нетерпением ждал премьеры "Сирано де Бержерак".
91-ый год, развал СССР, новая Россия. Михаил Горбачев - первый и последний президент СССР. Все было в прошлом.
Дружба сохранилась. Это был последний год жизни Мастера. Олег Николаевич жил - жил полнокровной творческой жизнью, репетировал "Сирано", строил планы следующего сезона, думал о реформе театра, готовился к гастролям в Тайпее, мечтал шагнуть в следующий век. Он был таким - неудержимым и неистовым в работе и в жизни.
В самое трудное для страны время - время экономического спада и кризисов, МХАТ им.А.П.Чехова под руководством своего художественного руководителя выезжал на гастроли.
Инициатором поездок чаще всего был Олег Николаевич. Для него было важно, чтобы каждый мхатовец побывал в местах, связанных с именем А.П.Чехова - и театр отправляется в труднейший тур на Сахалин и Камчатку, а в период Волжского турне - обязательный маршрут до Ростова-на-Дону, так как рядом - Таганрог. В 1994 году - театр выезжает на гастроли по городам Сибири, добираясь до Норильска - в то время люди покупали билеты в долг, но залы были переполнены. Самолеты, поезда, теплоходы - всегда вместе со всем коллективом. Не принимал понятия "выездной вариант" и театр выезжал на гастроли с полным мощным комплектом декораций и реквизита. Его дорожные сумки всегда были очень тяжелыми - немного личных вещей, представительский костюм и книги - книг было много - пьесы, книги для будущих инсценировок, пара детективов, очень нравился ему трехтомник Ольги Радищевой о великих основателях Художественного театра, в последние годы - библия, он ее не читал, он ее изучал.
Олег Николаевич обладал энциклопедическими знаниями - читал он много, всегда и везде. Когда ставил Чехова, становился чеховедом, Пушкина - пушкинистом. Порою несколько лет занимал у него путь к автору, пьесе.
Да, он был таким - сильным и легкоранимым, хотя никогда не показывал на виду свою боль или обиду.
В период выпуска спектакля Олег Николаевич всегда был беспощаден к себе, но и ко всем участникам спектакля. Он репетирует утром, днем, вечером. Актеры иногда имеют несколько часов для отдыха, он - нет.
Он ушел 24 мая 2000 года. Олег Николаевич Ефремов, семь лет и четыре месяца назад "уплыл" в вечность…
И сегодня на выставке Музея МХАТ вновь вспоминаем коллегу, друга, учителя, Мастера - Олега Николаевича Ефремова. Здесь впервые представлены фотографии семьи, детские фотографии. Посетители увидят людей, общение с которыми было всегда обогащающим и вдохновенным. Творческая жизнь Олега Николаевича началась в 1945 году - в день поступления его в Школу-студию МХАТ. "Мхатовец" по призванию он был им до конца своей жизни. Малый срез его творчества на сцене Художественного театра, ограниченный пространством выставочного зала, представлен фотографиями, эскизами декораций и костюмов, инсталляциями и костюмами.