НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка Дмитрия Соколенко и Данилы Сергеева в музее В.В. Набокова.

c 9 по 19 сентября 2008Санкт-Петербург
Квадратные дюймы общей жилплощади
Тишину из речки пьет
С 9 по 19 сенятбря 2008 года в Музее В.В. Набокова пройдет выставка "LETOV" и "СОЦИАЛКА". Это совместный проект двух петербургских авторов - Дмитрия Соколенко ("LETOV", фотография) и Данилы Сергеева ("СОЦИАЛКА", тексты).

LETOV Дмитрия Соколенко

В поисках своего творческого метода Дмитрий Соколенко прошел необходимые этапы изучения фотографического мастерства, попробовал себя в в техниках и жанрах традиционной художественной фотографии: фигуратив, пейзаж, работа со светом. Следующей ступенью на пути к сформировавшемуся ныне оригинальному художнику с собственной индивидуальной манерой стала работа с макроувеличением: проекты о жизни микроорганизмов и поэтическая набоковская серия с крыльями бабочек. Научные интересы в области микологии, а также консервации и сохранности старинной фотографии сыграли в становлении художника заметную роль. И, конечно же, присутствие творчества Набокова в жизни Дмитрия – удивительная тонкая структура высокой игры, которая пронизывает творчество писателя и является сутью самого его способа мышления, нашла отклик в артистической натуре фотохудожника, вросла в нее и способствовала тому, как выкристаллизовалась способность Дмитрия видеть соответствия между явлениями, скрытые от обычного взгляда. Способность эта ярко проявилась в проектах ZIZOU (изучение мифа, сложившегося вокруг звезды французского футбола Зидана), «XIX» (осмысление роли классической русской литературы) и, наконец, в новом цикле работ LETOV. Набоков, футбол, книги, тайны загадочного грибного мира и не менее волшебная «сырная тетрадь», куда Дмитрий заносит достойное историзации, - это его творческий аккумулятор. Художник переводит в эстетический опыт повседневную практику общечеловеческих реакций представителя своего поколения - обитателя нашего временного промежутка, оперируя при этом явлениями общественной жизнью, классической и массовой культуры, доступными образованному и обладающему широкими интересами представителю вышеуказанного поколения. Приникнув в творческую кухню, обнаруживаешь, что Дмитрий, определивший себя в первую очередь как «читателя», начинает работать над проектом именно так - вооружившись текстом. Погрузившись в материал, выбрав необходимые цитаты и определив концепцию, автор начинает поиск визуального материала. История взаимоотношений изображения и текста знала много этапов: тест проникал в изображение, выносился за рамки в виде этикетки к картине, возвращался назад, потом превратился в вербально фиксируемую и воспроизводимую идею, дающую произведению обоснование и право на существование. Сложное соотношение изобразительного и повествовательного, так много и разнообразно разрешаемое в истории мирового искусства, находит и творчестве Дмитрия свое конкретное воплощение, близкое к традиции концептуализма. Ряды образов, строящихся из простых геометрических форм, в отрыве от их текстовой составляющей, формально можно прочесть как абстрактные, но при целостном восприятии они оказываются именно концептуальными единицами. Знаковые системы выстраиваются не из конкретики и семантики знака, не из соотношения частей в регулярном поле изображения, а из смысла, привнесенного заголовком, из соотношения текста, задающего направление интерпретации, и собственно визуальной системы. Текст и изображение выступают как две части, между которыми возникают сложные смысловые комплиментарные отношения, порождающие новое сообщение, единство более высокого уровня. В новом проекте «LETOV» Дмитрий Соколенко отошел от многоцветия прошлых проектов и обошелся только черно-белой гаммой. Простые фигуры и сталкивающиеся монохромные поля и зоны передают индивидуальность безапелляционного «психоделического панка» Егора Летова, лидера панк-рок группы «Гражданская оборона» (Игорь Федорович Летов, 1964-2008). Обращение к его творчеству, не отделенному еще от современного зрителя и критика временной дистанцией, позволяющей очистить восприятие от социальных ассоциаций и сиюминутных оценок, является актом довольно смелым. Нестандартные тексты Летова с ярко выраженной позицией противления неправде, налетом анархизма и часто используемой неформальной лексикой становятся в новой серии Соколенко объектом художественного осмысления и визуализации. Так они попадают в сферу другого вида искусства, где могут даже показаться эпатирующими. Стремление к горькому иррациональному празднику и разрушительный суицидальный адреналин, свойственные музыкально-поэтическому источнику, в цикле работ Соколенко досконально взвешены строгостью формы и математически учтены. Четкость линий разбивается лишь негеометричностью био-органических очертаний фаллических символов, которые так же явно прочитываются в фотографиях серии, как откровенно называются в стихах Летова. Основным средством выражения летовской свободы становится сложно-простроенная система текстовых отсылок, работающая через заглавия работ. В наименовании работ Дмитрий использует образы двух уровней: названия песен и цитаты, взятые из тела песенных текстов. Являясь самостоятельными детерминантами значения, они также разворачивают внутреннюю метафору, вовлекая в контекстуальное поле весь текст или его основные темы, прямо не заявленные в выбранном отрывке. Работа «Спят планеты и яблоки» цитирует песню «Сияние». Шаткая напряженная композиция со скользящей, зависшей на вертикальных линиях окружностью-планетой-яблоком стремится разрешиться в соответствии с фразой из песни: «но сиянье обрушится вниз…». Зигзаг с заглавием «Весело сверкает коса цивилизаций» влечет «оптимистический» рефрен «Мёртвых еще нет», подобным образом строятся «Солдатами умирают» с однозначной трактовкой знака могилы и «Русское поле экспериментов» с самим широким спектром полисемии. Название работы «Зоркие окна» - строка из песни «Евангелие». Полускрытое дугой окно-наблюдатель включается этой семантической связью в мистическую линию явлений и понятий «зоркие окна/ жадные пальцы/ голодные руки/ беглые тени… и т.д.», выстраивающих познание «своего оловянного/ неспасенного / безнадёжного/ зазеркального/ непослушного Христа». Общее количество работ серии (33) позволяет также провести непрямые параллели с этим образом (количество лет земной жизни). Аналогий с Летовым, ушедшим в другом возрасте, здесь, конечно же, нет, но идею земного пути усмотреть при желании можно. Три горизонтальных ряда по 11 работ друг над другом позволяют держать все фотографии в поле зрения одновременно, так сознанию легче простроить отношения между ними. Теплый оттенок оранжевато-желтого паспарту подчеркивает минималистическую бинарность цветового решения самих работ и организует всю экспозицию в одно локальное цветовое пятно. Музыкальное сопровождение такой выставки также кажется вполне логичным и допускает как ритм и энергия музыки самого Летова, так и различные вариации акустического рока. Соколенко не разделяет Летова-поэта и Летова-исполнителя, обращаясь к «Квадратным дюймам общей жилплощади» из песни «Моя северная страна», написанной Романом Неумоевым, и к исполняемому многими произведению: «Тишину из речки пьёт...»(«Мое детство, красный конь»). Тут важно комплексное авторство - текст песни, музыка, исполнение; аналогично в мастерстве Дмитрия целостность его художественного мира складывается из глубокой умственной деятельности по осмыслению взаимосвязей в мире, сложнейшей и кропотливой читательской работы с источниками и таланта найти, увидеть и представить зрителю визуальный объект.

Артем Магалашвили, арт-критик, кандидат филологических наук.

[Мышь по имени Лермонтов облюбовал один из новеньких домиков для Членов Конституционного Суда на Крестовском. Член с семьёй должен был вот-вот въехать, потому думать надо было быстро. Дело в том, что мышь по имени Лермонтов планировал потомство. Пришлось отдать сто тридцать пять грамм «Эдама» за одно только УЗИ (коллеги из платной клиники скидок не делают – аппарат доступен только во время кварцевания помещений). Их было двенадцать, как апостолов. И думать надо было действительно быстро. С маленьким чемоданчиком в идеальной хирургической лапке Лермонтов шагнул на порог. «А дальше решай, без меня ведь теперь обходиться придётся», - агент по недвижимости пожал Лермонтову другую хирургическую лапку, не менее идеальную. «Спасибо, Гомер. Ты мне очень помог», - Лермонтов внимательно посмотрел в глаза недавнему пациенту. «Спасибо тебе, гиппократ, - залихватски хлопнул себя по печени Гомер – передай же приветы почтенной супруге». Агент исчез, и мышь по имени Лермонтов, дослушав, пока удалится жужжание агрегата снаружи, выдохнул в тишину лоснящегося в потёмках помещения. Лунный свет играл на ёлочке электрического паркета с предполагаемым подогревом. «Пожизненное тепло, - вынес про себя профессиональный приговор Лермонтов, - Начнём».]

Данила Сергеев.

www.museum.ru/N34529
Ваше мнение »»

»»Музей В.В. Набокова
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 47
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-4713
сайт:nabokov.museums.spbu.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 04.05.2024  x    ?  


Выставка "Битва за Крым: долгий путь к победе" в Российской национальной библиотеке

Евгений Халдей. Знамя Победы

Выставка "Победа - одна на всех" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

"Вернисаж Музея Победы"

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

История одной книги. Александр Блок. Король на площади

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Выставка "Сны Сибири" во Владивостоке

Медицина Великой Победы в живописи и скульптуре

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Выставка работ Гавриила Лубнина в KGallery

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Выставка «Золото древних степей» в Центре «Эрмитаж-Сибирь»

Вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список"

Выставка "В едином строю волонтёр и солдат" в Угличском музее

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Ордена военные напомнят…»

«По России в свите Наследника…»

Выставка "Её Музей, и Книга, и Портрет" в Дарвиновском музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Выставка «Уникум из Амурска» в Дальневосточном художественном музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru