К 65-летию Победы Курганский областной художественный музей приготовил необычный проект - выставку-синтагму. Суть проекта в том, что в музейном пространстве и времени выстраивается объемное, стереоскопическое целое, состоящее из самоценных и не похожих одна на другую выставок, акций, встреч, экскурсий, вернисажей.
Начало проект берет в разделе новой постоянной экспозиции, посвященном защитникам Отечества.
Достойное место в большой юбилейной выставке произведений Виталия Горяева, которая открылась 25 марта, отведено фронтовому творчеству известного художника и публициста.
Современник Маяковского, Олеши и Кукрыниксов, наш земляк Виталий Горяев с первых дней войны начал работать в московских «Окнах ТАСС», выполнив за полгода около восьмидесяти плакатов. Позже он возглавил Куйбышевское отделение «Окон ТАСС».
А с февраля 1942 года художник полностью уходит в работу над новым массовым журналом «Фронтовой юмор». Как художественный руководитель журнала он ищет возможность сделать его боевым, ярким, мобильным. Привлекает к работе в журнале своих коллег, мастеров графики и сатиры, и даже некоторых известных живописцев, например, А. Бубнова, автора исторических живописных полотен «На поле Куликовом», П. Шухмина, П. Соколова-Скаля...
Во фронтовых рисунках жанровых зарисовках, гравюрах В. Горяева удивительным образом сплавлены живой юмор и острая наблюдательность автора, трагическое ощущение разрухи, гибели, боли... Рядом - жизнь и смерть, как оно и было на фронте. Живое дыхание времени ощутимо не только в работах художника, но и в номерах журнала «Фронтовой юмор», - раритетов, хранящихся в архиве музея. Их печатали в полевых условиях - в два цвета, как лубок. И были они частью той самой фронтовой жизни. Сегодня для нас это документ эпохи.
В мае 1943 года в Москве состоялась большая выставка «Великая Отечественная война». Виталий Горяев представил тогда в экспозиции серию «Новый порядок в Западной Европе». Листы из этой серии также есть в коллекции Курганского художественного музея, и мы можем увидеть историю глазами нашего земляка.
15 апреля открылась выставка «Художники войны. Художники о войне». Эта экспозиция, расположившаяся в трех залах, включает в себя работы из фондов КОХМ, мастерских художников, из частных собраний, и каждая открывает для нас тему войны с другой, новой, порой неожиданной стороны, заставляет задуматься и о нашем времени иначе - в контексте истории.
«Портрет маршала Г. К. Жукова» - работа участника войны, первого директора художественной школы В. Я. Кузнецова и «Портрет отца художника Бориса Синицына» - вот две разных доминанты, два взгляда в прошлое, объединенные одной войной, одной Победой... Самыми дорогими гостями вернисажа были художники-фронтовики Леонид Степанович Пискунов и Виктор Яковлевич Кузнецов, педагоги – наставники многих и многих мастеров изобразительного искусства Зауралья.
Также особое внимание привлекают работы представителей поколения 50-х. Они носят символические названия: «Хлеб моего детства» Валентина Коршунова, «9 Мая» Вячеслава Пичугина, «Безымянная высота» Германа Травникова.
Эти полотна проникнуты воспоминаниями, в них нет ни громкой музыки духовых оркестров, ни пафоса, ни блеска, но есть глубина проживания и некая тишина, останавливающая бег времени...
Любовь КОЧАРИНА.