Приглашаем Вас 8 сентября в 17.00 на открытие выставки «Императорская Академия художеств. Высокое искусство рисунка (XVIII –XX вв.)».
Подготовка к этому грандиозному проекту заняла почти два года. За это время были не только отобраны яркие образцы натурных штудий (свыше 150 работ), но и проведено уникальное научное исследование системы художественного образования прошлого, результаты которого опубликованы в каталоге к выставке.
Главная задача экспозиции – привлечь внимание общества к системе и методике художественного образования прошлого. Действительный член Академии художеств, директор школы общества поощрения художников Е. А. Сабанеев в ХIХ веке писал: «метод и потом система – две вещи, без которых немыслимо дельное и плодотворное обучение рисованию». Метод и система давали феноменальные результаты. Это и иллюстрирует представленная экспозиция. Удивляет, как юные художники, почти дети (в XIX веке в Строгановское училище принимали с 12 -15 лет, а в Академию художеств в разное время – с 6 - 16 лет) выполняли сложнейшие многофактурные эскизы и рисунки!
Восхищают мастерство и профессионализм, с которым выполнены учебные работы как художников, чье творчество стало основополагающим для развития русского изобразительного искусства (А. Лосенко, А. Иванов, И. Репин и др.), так и мастеров малоизвестных или незаслуженно забытых (К. Мордасевич, А. Николаев, Ю. Васильев). Представленные ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение художественным рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники художественных учебных заведений России становились прекрасными художниками, способными выполнять творческие работы самого высокого уровня. К сожалению, этот мощный пласт отечественного художественного образования, основанный на фундаментальной школе академического рисунка, не получает должного внимания в системе современного обучения.
Экспозиция даёт нам возможность убедиться, что академическое искусство требует от своих последователей особой строгости и взыскательности. В нем невозможно спрятаться за ширму зашифрованных абстрактных символов или прикрыться ложной глубокомысленностью искаженных форм и деталей.
В Школе акварели выставка открывается не случайно: вот уже на протяжении 11-ти лет именно здесь практикуется академическая система обучения, несмотря на то, что большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школа», определяющее уровень высокого профессионализма художника. «Без принципов высокого мастерства, реализма и духовности не может быть настоящего великого искусства» - утверждает Народный художник России Сергей Андрияка. Именно эти принципы и будут продолжены в Академии акварели и изящных искусств. «Серьёзное новое всегда содержит в себе как один из своих элементов возрождение забытого прошлого в обновлённой ценной форме» (Н.О. Лосский).
Школа акварели выражает благодарность за помощь в организации проекта Санкт-Петербургской Академии художеств, Академическому художественному лицею при институте имени В. И. Сурикова, музею декоративно-прикладного и промышленного искусства при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, Рязанскому государственному областному художественному музею им. И. П. Пожалостина, Музею изобразительных искусств республики Татарстан.