2 декабря 2010 года в 18.00 час. в залах Галереи искусств Зураба Церетели (Пречистенка,19) Российская академия художеств, Итальянский институт культуры и Галерея “Impronte Contemporary Art” (Милан) представляют выставку «РИСУЯ ПРОСТРАНСТВА».
Участники выставки - Эммануэле Бекери, Риккардо Бенасси, Александр Бродский, Лука Каччони, Марко Ди Джованни, Вадим Фишкин, Андрей Ройтер, Донателл Спациани, Стас Шурипа, Давид Тер-Оганян.
В последнее десятилетие рисунок снова оказался в центре внимания, которое практически было утрачено в 90-е годы XX-го столетия. Причины возрождения этого вида искусства различны, и потому произведения, представленные на этой выставке, отображают целый ряд разнообразных подходов и мотиваций, характерных для традиций двух стран - России и Италии.
В течение XX века, сохраняя свое назначение как стадия создания более крупной формы, рисунок постепенно приобрел выразительную самодостаточность, смысл его стал соотноситься в значительной степени со свободой воплощения, зачастую сиюминутного характера.
В течение последних лет рисунок служил ослаблению дисциплинарных границ, например, никто из представленных на данной выставке художников не может быть соотнесен лишь с одним течением или видом искусства. Инсталляция, графика, компьютерная графика, живопись, скульптура, и, наконец, рисунок, взаимодействуют друг с другом в этих творческих исканиях, они буквально накладываются друг на друга, что позволяет им войти в диалог между собой, сохраняя при этом свою самобытность.
В последние годы также получила признание культура, берущая начало в иллюстрациях и комиксах, которая, в каком-то смысле, высвободила место для случайного в рисунке. В сегодняшнем культурном контексте именно сиюминутный набросок, словно афоризм, популярен больше, чем когда-либо. В таких условиях, рисунок обретает особую значимость, поскольку становится местом, где выявляются с наибольшей явностью отношение между зарисовкой, сделанной рукой художника, и концептуальной разработкой формы.
Общим моментом, объединяющим этих художников, разных по возрасту, с присущей каждому из них собственной поэтикой, является именно поиск баланса между поводом создания работы и желанием выявить в используемых материалах все их экспрессивные возможности.
Общее для всех художников – это постоянное размышление о соотношении между формами и пространствами: будь они двумерными, как живописное полотно, или трехмерными, как в скульптуре и в инсталляция (даже в случае Тер-Оганяна, который стремится «завладеть» пространством абсолютно социальным и в то же самое время абсолютно виртуальным), происходящими из повседневной действительности (как у Ройтера, Каччони, Фишкина и Спациани) или теряющими свое внезапное сходство с образами реальной бытийности и иконографией (как у Беннасси и Бекери), или же чистыми формами, которые заменяют реальность символическим образом (как в случае с Шурипой). И в этом «рисовании» пространств появляются, часто неожиданно, - совпадения разных поисков, которые позволяют поставить рядом Бродсткого, Ройтера и Каччони, прочитывая в них единую матрицу воссоздания реальности в фантастическом ключе. Границы выбора также постоянно пересекаются Фишкиным, Бекери, Ди Джовании – художниками, связанными с практикой переосмысления пространств, игрой между реальностью и утопией.
Пространства свободы – вот как можно было бы назвать все эти работы. Ведь все они содержат долю иронии, определенную игру обманов и отсылок, к которым приглашается зритель в качестве участника.