Приближается туристический сезон. Совсем скоро в наш город начнут приезжать туристы из разных уголков России. И никого уже не удивляет, что даже зарубежные экскурсанты стали постоянными гостями в Елабуге.
Казалось бы, чем ещё можно удивить их в наших музеях, что можно изменить или добавить в уже существующие музейные экспозиции? Однако, постоянно пополняющиеся фонды музея-заповедника обладают на сегодняшний день столь значительными коллекциями самой разнообразной тематики, что позволяет делать регулярные экспозиционные обновления.
Так, в Доме-музее И.И.Шишкина произошли изменения в зале графики. Тринадцать новых работ Ивана Ивановича, выполненных на бумаге, и одна, сделанная на шёлке, предстали с начала наступившего года взорам посетителей. Одновременно с этим была заменена и подсветка графических работ в экспозиции.
В Музее-усадьбе Н.А.Дуровой расположились новые качественные фотокопии видов Санкт-Петербурга и старой Елабуги. Последние были распечатаны с отсканированных и прошедших цифровую реставрацию фотографий начала XX века. Литературный зал музея пополнился копиями изображений современников знаменитой квалерист-девицы, среди которых представлены портреты Н.В.Гоголя, О.И.Сенковского, А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, В.А.Жуковского. Выполненные в широко распространённом в XIX веке жанре гравюры, они были любезно предоставлены нам Государственным музеем А.С.Пушкина в Москве, с которым Елабужский музей-заповедник сотрудничает уже на протяжении нескольких лет.
В Музее-театре «Трактир», расположенном в здании купеческой лавки и знакомящим посетителей с историей развития трактиров в дореволюционной России, разместились копии красочных плакатов конца XIX - начала XX вв., рекламирующих пиво, гильзы для сигарет, конфеты, шоколад, какао, печенье, крахмал и мыло. Они придают живописный и подлинный исторический колорит интерьеру, который воспроизводит типичную обстановку провинциального трактирного заведения XIX века.
В России торговый плакат появился на рубеже XIX и XX веков. Размещенные в Музее-театре «Трактир» копии – это яркий пример эффективной рекламы того времени. К тому же стоит отметить, что каждый из представленных в интерьере елабужского трактира плакатов выглядит как художественное произведение.
Интересен и тот факт, что до конца XIX века на подобных изображениях преобладал предметный характер: товары были представлены в натуралистическом виде, без применения каких-либо дополнительных эффектов, воздействующих на психологию или подсознание покупателя. Изменения начали происходить только в начале ХХ века, примером чему может служить плакат, выполненный для товарищества «Эйнем» с рекламной надписью (слоганом) «Мой первый шаг за печеньем «Эйнем» или плакат для товарищества «Сиу и К°» со слоганом «Впереди всех печенье «Сиу и К°».
Большой интерес представляет антиалкогольный плакат 1909 года. Слова, говорящие о негативном влиянии алкоголя на организм, не потеряли своей актуальности и в наше время. А на рекламных плакатах какао, представленных в экспозиции трактира, можно прочитать текст, предостерегающий покупателей от подделок.
Ежегодное обновление экспозиций в основных музейных подразделениях ЕГМЗ, предшествующее началу туристического сезона, стало уже традицией, в связи с чем сотрудники фондов ведут постоянную и целенаправленную работу в этом направлении.
Главный хранитель фондов ЕГМЗ
М.Жарковская