«Юбилейные даты художников Алтайского края»
Мини-выставки, посвященные 110-летию со дня рождения Е. Л. Коровай
и 125-летию со дня рождения В. В. Карева
31 мая 2011 года в Государственном художественном музее Алтайского края в рамках выставочно-просветительского проекта «Юбилейные даты художников Алтайского края» начинают свою работу мини-выставки, знакомящие с творчеством двух художников, чьи имена неразрывно связаны с художественной жизнью Алтая 1910–1920 гг., со временем становления и формирования профессионального искусства в нашем регионе. Одна из них посвящена 110-летию со дня рождения Е. Л. Коровай, другая – 125-летию со дня рождения В. В. Карева.
Елена Людвиговна Коровай родилась в 1901 г. в Воронеже. Детство провела в Харбине, потом в Петербурге (с 1913), с 1917 г. жила в Барнауле. Художественное образование получила в рисовальной школе Общества поощрения художеств у Н. К. Рериха и П. С. Наумова (1914–1918), затем во ВХУТЕМАСе (1920–1923).
Е. Л. Коровай была одним из активных членов Алтайского художественного общества (АХО), организованного в Барнауле в 1918 г. Руководила художественной студией при Алтайской губернской советской художественной школе, позже – при Алтайских художественных мастерских, где начинали свою учебу ставшие затем известными живописцы Н. Мамонтов, И. Тверитинов, П. Варламов, В. Маркова. Принимала участие в организации в Барнауле Музея живописной культуры, открытого в Дмитриевской церкви в 1921 г.
С середины 1920-х гг. жила в Средней Азии (Ташкент, Самарканд). Участвовала в создании Самаркандского отделения Союза художников СССР. В это время ее деятельность была связана с театром, оформлением детских книг.
В 1946 г. по приглашению художника В. А. Фаворского Е. Л. Коровай переехала в Москву.
Умерла Елена Людвиговна Коровай в 1974 г. в Москве.
В настоящее время произведения художницы находятся в собраниях музеев Москвы, Омска, Самарканда, Нукуса. Также ряд ее работ хранится в Государственном художественном музее Алтайского края. Среди них «Портрет Гали Гойрах с апельсином» и «Лопухи в старинной вазе», представленные на выставке. Эти произведения отличаются изысканностью и мастерством. Простота и подлинность сочетается с непосредственностью чувств и поэтизацией реальности. Они относятся к позднему периоду творчества художницы, когда она, напрямую обращаясь к натуре, не прибегая к изобразительному сочинению сюжетов и композиций, писала то, что видела, сосредотачиваясь на внутренних возможностях живописи.
Василий Васильевич Карев родился в 1886 г. в Барнауле. Учился в Казанской художественной школе (1905–1908), посещал студию П. И. Келина в Москве, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1909–1916), где его учителями были А. Е. Архипов, К. А. Коровин, Н. А. Касаткин, С. В. Малютин.
С 1916 по 1922 гг. жизнь В. В. Карева была связанна с Алтаем. Некоторое время жил в Бийске, где организовал одну из первых художественных студий, которую возглавил А. Э. Мако.
С 1918 г. В. В. Карев являлся членом Алтайского художественного общества (АХО). В том же году с другими художниками, участвовал в организации и проведении выставки, открывшейся в Барнауле. Был инициатором создания в Барнауле художественного музея и художественной школы, в которой преподавал рисунок, живопись и анатомию.
С 1922 г. художник жил в Москве. Был одним из учредителей и действительным членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1924–1925 гг. являлся заведующим отделом музеев в Наркомпросе. Принял участие в более чем в 70-и выставках, проходивших в различных городах Советского Союза и за рубежом.
Умер Василий Васильевич Карев в 1970 году в Москве.
Произведения художника находятся во многих музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее. Работы Карева есть и в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. Это пейзажи «Мертвый кедрач», «Горный Алтай. Озеро и ледник Малый Каракол», «Горный Алтай. Ледник Малый Каракол», «Ветреный день. Речка Зудиловка (в 19 км от Барнаула)», «Речка Зудиловка (от Барнаула в 19 км)». Данные картины относятся к раннему периоду в творчестве художника. Они отличаются живописностью, прекрасной передачей свето-воздушной среды и пространства. В них художник достоверно отразил свои впечатления от величественной природы Алтая.
Куратор проекта старший научный сотрудник ГХМАК Е. И. Дариус.