На выставке представлено более 70 экспонатов - произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства итальянских мастеров XIV-XX вв. из фондов Музея истории религии. Среди них особое место занимает жемчужина музейного собрания - «Распятие с Девой Марией и Иоанном Евангелистом» школы Джотто («Маэстро из Веруккьо» или Джулиано да Римини), аналогов которому нет в музеях России.
В состав выставки войдут памятники живописи Треченто и Раннего Возрождения мастеров Флоренции – домашний алтарь «Рождество Христово со св. Иоанном Крестителем и св. Франциском» работы (предположительно) Якопо дель Казентино; Феррары и Падуи - «Мадонна с гирляндой цветов и фруктов» Марко Дзоппо или Джорджо Скьявоне; Венеции – «Святое собеседование» мастерской Джованни Беллини.
Особенно ярко представлено в собрании музея и, соответственно, на выставке искусство эпохи Контрреформации и барокко. Среди венецианцев – это Карлетто Кальяри и Пьетро Дамини, болонцев – Гверчино, среди римских художников - Марчелло Венусти, Мазо да Сан Фриано, Пьетро делла Веккиа, шедевр которого «Хиромант» был некогда приобретен императрицей Екатериной II, Карло Маратта и другими известными именами. Небольшое по составу собрание скульптуры отмечено настоящим созвездием имен знаменитых скульпторов XVIII-XIX вв., работавших по заказам римских Понтификов и аристократов, царственных особ и королевских дворов всей Европы. Ныне их работы украшают собор св. Петра в Риме, залы Эрмитажа и других прославленных музеев. Это – Джузеппе де Фабрис, Пьетро Тенерани, Луиджи Бьенеме, Пьетро Каноника. Собрание графики представлено знаменитыми «Церемониями папского двора» Сильвестра Маррони, работами Джакомо Франко и Лука Бертелли, Джованни Баттиста Пиранези и его учителя Джузеппе Вази, Бернардино Нокки, Джованни Вольпато, Джузеппе Кадеса и других известных итальянских гравёров и рисовальщиков.
Изучение истории коллекций музея позволило определить происхождение многих произведений, и зачастую оно оказывается «благородным», ибо ранее украшали лучшие российские и европейские собрания: Лейхтенбергских, Н.Б. Юсупова, А.С. Строганова, Вяземских-Шереметевых и др. Реставрация этих памятников зачастую не только возвращает их к жизни, но и позволяет дать ранее безымянным произведениям имена их подлинных создателей.
Надеемся, что выставка может для кого-то стать настоящим открытием мира итальянского искусства в С.Петербурге.