Семьдесят пять лет назад, в 1936 году, по инициативе М.А.Шолохова в станице Вёшенской был создан Театр казачьей колхозной молодёжи.
Как вспоминал один из старейших актеров первой труппы театра Константин Гаврилович Зотьев, писатель «хотел, чтобы казаки и казачки Дона ближе соприкоснулись с настоящим искусством».
Под театр переоборудовали Народный дом (теперь на этом месте – Экскурсионно-выставочный центр музея-заповедника М.А. Шолохова): были сооружены пристройки для хранения декораций и костюмов, фойе, веранда, построена сцена с вращающимся кругом.
Открытие театра состоялось 13 декабря 1936 года. И первой театральной премьерой стала пьеса «Поднятая целина» по роману М.А. Шолохова. Сценарий её был разработан самим писателем совместно с ростовским режиссером Борисом Барабановым. Спектакль получился яркий и полнозвучный, он стал прекрасным началом для дальнейшего развития театра.
Работа над новыми постановками шла параллельно с обучением местных «актёров» театральному мастерству. В 1937-38 гг. в репертуаре театра были спектакли «Гроза» (А. Островский), «Слава» (В. Гусев), «Любовь Яровая» (К. Тренёв), «Чужой ребёнок» (В. Шкваркин), «Как закалялась сталь» (Н. Островский), «Очная ставка» (бр. Тур и Л. Шейнин), «Земля» (Н. Вирта), «Бедность не порок» (А. Островский), «Пограничники» (Б. Белоцерковский). В это же время с успехом прошли гастроли Вёшенского театра в Ростове и городах Азово-Черноморского края.
В годовщину существования театра казачьей колхозной молодежи М.А. Шолохов сказал: «За год существования Вёшенский театр колхозной казачьей молодёжи, его творческий коллектив достигли значительных успехов. Год учёбы не прошёл даром, и о результатах этой учёбы можно судить по последним постановкам: спектакли стали слаженней, крепче, артисты заметно возмужали, стали зрелее в мастерстве... Надо ещё крепче учиться, ещё упорнее овладевать сценическим мастерством, необходимо взять ещё много подступов к истинным вершинам искусства. Осуществления всего этого я и желаю молодым работникам театра колхозной казачьей молодёжи, театра, которым все мы законно гордимся».
За два года театр показал 10 премьер, 200 спектаклей, собрав свыше 75 тысяч зрителей.
Шолохов с интересом следил за успехами артистов, участвовал в жизни коллектива, присутствовал на репетициях, давал советы, помогал приобретать реквизит и костюмы. Александр Романович Ерохин, учитель русского языка и литературы, собиравший сведения о развитии театра, свидетельствует: «Театр имел богатейший гардероб, которому мог позавидовать любой городской драмтеатр. Здесь была самая разнообразная одежда и обувь – от казачьих чириков и зипунов до модных в старое время фраков и цилиндров. Все это театр приобрёл с помощью М.А. Шолохова в Москве и Ленинграде».
14 января 1939 года Вёшенскому театру казачьей колхозной молодёжи было присвоено имя Комсомола.
Коллектив успешно гастролирует на юге России, участвует в смотре колхозно-совхозных театров Ростовской области. Для артистов были организованы специальные шестимесячные курсы при Ростовском театральном училище и театре им. М. Горького, ставились учебные спектакли «На дне» А.М. Горького и «Доходное место» А.Н. Островского. Лекции читали такие мастера, как Ю.А. Завадский, В.П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов.
В 1941 г. многие актёры казачьего театра ушли добровольцами на фронт. Здание Народного дома в 1942 г. было полностью разрушено во время бомбёжки. После войны вернувшиеся с фронта артисты организовали драматический театр, которому вскоре было присвоено звание «народный».
Современный Народный дом в Вёшенской продолжает служить народу, сохраняя и пропагандируя творческое наследие М.А. Шолохова, организовывая выставки, встречи, научные конференции. Здесь проходят концерты фольклорного ансамбля «Зарница». Есть и театральная студия, её актеры – сотрудники музея-заповедника М.А. Шолохова.
Лидия Никулина,
научный сотрудник отдела массовых мероприятий
музея-заповедника М.А. Шолохова.