17 января в выставочном зале Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» открылась выставка "Зимний пейзаж".
На выставке представлены картины, на которых пейзаж является как главной темой, избранной художником для воплощения на холсте, так и элементом композиции. Деревенские и городские пейзажи в исполнении молодых современных художников В. Трача, И. Яценко и таких прославленных советских мастеров, как: Н. Барченкова, И. Варичева, А. Грицая и др. исполнены очарования и лирического созерцания уснувшей природы. Любование пейзажами не единственная тема данной выставки, где вниманию зрителя также представлена работы пионера «сурового стиля» П. Оссовского. Его картина «Московский Кремль зимой» поражает лаконичностью форм, за которыми не сразу можно разглядеть снег и лед на Москве-реке.
Какая же зима без традиционных народных гуляний и купания в проруби, без путешествий по заснеженным городам России! Вынесенная на афишу картина Е. Романовой «Воспоминания о Костроме» - уникальная вещь из коллекции ГМВЦ «РОСИЗО», написанная в духе портретов эпохи Возрождения. Ознаменовавший собой 60 и 70-е гг. поиск морально-этических идеалов привел к пристальному изучению и раскрытию в живописи личности современного человека. Герой художественных произведений тех лет – интеллектуал, и мир, окружающей его на полотне, будто пропущен сквозь призму восприятия этого героя, широко эрудированного и склонного к размышлениям. Отсюда и эмоциональная сдержанность в картинах художников 70-х гг. Автопортрет Е. Романовой «Воспоминание о Костроме» - сентенция духа и идей той поры. Вот она сдержанность, которая при первом взгляде может быть принята за суровость, и вот этот вдумчивый взгляд героини, устремленный на зрителя, но прежде всего в себя. Здесь тонко прописанный пейзаж является деталью заднего плана, и несмотря на второстепенность эта деталь наполнена символическим звучанием.
Но зимний пейзаж – это не только живопись. Стало общим местом говорить, что вологодское кружево или новгородская «крестецкая строчка» воспроизводят морозные узоры на оконном стекле. Может показаться, что это придумали искусствоведы для красного словца. Однако, когда видишь прекрасные вологодские скатерти в окружении разнообразных зимних пейзажей, понимаешь, что все это правда, и узорчатое кружево выглядит, как заснеженное окно, открытое в метель. «Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме. Метель чертила на стекле кружки и стрелы…». Удивительным образом белое кружево на синем фоне сочетается с затейливыми узорами кобальта по белоснежному фарфору изделий из Гжели. Хотя сюжеты росписей в основном летние – цветы и птицы, создается общее впечатление холодноватой и изысканной зимней красоты.
Таким образом, зимний пейзаж предстает на выставке в разных аспектах, но в ощутимом стилистическом единстве