Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова
Галерея Вересов
Выставка Валерия Архипова «Разные истории»
23 мая в Шаляпинском зале ГЦТМ им. А.А. Бахрушина откроется выставка Валерия Архипова «Разные истории». В экспозицию вошли графические работы и живопись, ставшие основой для кинофильмов и театральных постановок. «Разные истории» – это калейдоскоп образов из произведений российской и зарубежной классики, среди которых «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Чайка» А.П. Чехова, «Итальянские новеллы из «Пекороне». Разноцветный вихрь персонажей и сюжетов – таков новый проект художника.
Выставка «Разные истории» охватывает преимущественно ранний этап кинематографической и сценографической деятельности В. Архипова. Истории драматургические и режиссёрские, искусно переведённые на пластический и пространственный язык, становятся историями изобразительными.
Конец 80-х – 90-е годы прошлого века – начало творческого пути мастера. Время, когда он, напитавшись живительными соками мощных традиций российского художественного образования, демонстрирует стремительное развитие и широту профессиональных интересов.
Он работает в качестве художника-постановщика и художника по костюмам над фильмами и спектаклями, берётся за разные жанры драматургии, ищет разные решения. Для каждой «истории» он выбирает свои точные интонации, оставаясь при этом верным всегда узнаваемой «архиповской» манере: хлёсткой, динамичной, органично сочетающей гротескную экспрессию с лирической музыкальностью ритмов.
Внедряясь в образную структуру произведения, художник не просто одевает действие в соответствующие сценарию одежды декораций, но и всегда создаёт эмоциональную образную среду. Он совмещает жанровость и условность, детализацию и обобщение, игру фактурами и целостность художественного решения. При сравнении разных по жанру и по стилю произведений поражаешься точности попадания художественной стилистики в атмосферу, созданную автором или режиссёром в каждом конкретном случае. Каждое решение основано на глубоком осмыслении и интуитивном переживании сверхзадачи драматургии.
Например, насыщенные почти барочной изобильностью форм и цвета эскизы к драме М. Лермонтова «Маскарад» заманивают феерией взрывающихся оттенков, тревожат восприятие таинственностью тональных контрастов и пространственных прорывов. Совсем другая среда – в эскизах к спектаклю по пьесе А. Вампилова «Старший сын». На первый взгляд, она кажется более жанрово-конкретной, потому что обжита множеством интересных бытовых деталей. Но в этой конкретике вдруг возникают ритмические пересечения гипертрофированных труб, проводов, верёвок с бельём. Фантастические сочетания привычных бытовых предметов выводят ситуацию из плоскости обыденного, конструируют новые, образные связи: взаимоотношения поколений, поиск понимания, переплетение судеб. Интерьеры не замкнуты, они разрастаются, объединяются с экстерьерами, дом становится метафорой мироздания.
Отдельного слова заслуживают персонажи, созданные художником. Оформляя сценическое пространство, создавая кинематографическую среду и, тем более, костюмы, Архипов играючи придумывает образы-типы, одновременно убедительные и фантазийные. В них важно всё – от острой физиономической выразительности, характера позы, жеста, костюма до фактуры поверхности и пластической связи с окружением.
Жёсткие, графичные, шаржированные типы из «Интервенции» Л. Славина точно попадают в сатирический язык пьесы. Их гротескные силуэты остро сопоставлены с аскетичным, будто лишённым всякой жизни, пространством. Иное дело – эскизы костюмов к кинофильму по пушкинской «Сказке о царе Салтане». Тонкие по цвету, певучие силуэты, напоминающие о древнерусской фресковой живописи, обогащены сказочной хрустально-звенящей фактурой и гармонией орнаментальных ритмов. Мир сказки художника Архипова удивительно правдив, так как имеет под собой твёрдое основание лучших традиций русского искусства. И, как это обычно бывает у мастера, его вкус и искусная стилизация дополняется мягким юмором в изображении русских типажей, говорящих жестов, отобранных бытовых деталей.
Другая стилистика – возрожденческая телесность и музыка форм – в эскизах к кинокартине «Итальянские новеллы из «Пекороне». Контрастом к изысканной колористической гамме итальянской темы звучит яркая бесплотная стихия декоративности народного примитива в эскизах к «Мифам древних славян» – новый язык, новые оттенки выразительности. За какую бы тему ни брался художник, он всегда находит необходимые именно для её образного восприятия средства и приёмы, к каждой истории он подбирает свой ключик.
Сегодня Валерий Архипов – состоявшийся художник кино, принявший участие в создании более чем тридцати фильмов, среди которых немало экранизаций русской и зарубежной классики, интереснейшего исторического и драматургического материала, глубоко им осмысленного и мастерски воплощённого средствами художественной формы. Тем интереснее оглянуться на раннее творчество художника, период смелых исканий и экспериментов, проследить за его развитием, творческими приоритетами /Марина Куинджи/.
Биографическая справка: Валерий Архипов окончил МХУ памяти 1905 г., ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, ВГИК. В настоящее время декан художественного факультета ВГИК, профессор, Заслуженный художник РФ, художник кино. Член МСХ и СК. Персональные выставки в Европе и США принесли ему международное признание и ряд престижных наград: Гран-при на Международной выставке графики в Тригостеле в 1996 и 1997 годах, звание лауреата Международной художественной выставки в Сан-Рафаэле. Работы художника находятся в частных коллекциях, а также в российских и зарубежных музейных собраниях, в том числе в Государственном музее А.С. Пушкина, Музее истории Москвы.
Вернисаж состоится 22 мая в 17:00 в Шаляпинском зале ГЦТМ им. А.А. Бахрушина (ул. Бахрушина, 31/12). Выставка продлится с 23 мая по 16 июня 2013 г.